Марина Жевора: Как сдать итоговое собеседование по русскому в девятом классе?

04 февраля 2020

Уже через две недели все девятиклассники впервые пройдут обязательное собеседование по русскому языку. С 2019 года «зачет» по нему официально считается допуском ко всем остальным экзаменам. О подробностях процедуры проведения итогового собеседования и был наш разговор с методистом районного методического кабинета М.В. Жевора.

— Марина Васильевна, о чем на устном экзамене по русскому языку будут спрашивать школьников?
— Это не экзамен, а допуск к экзаменам. Цель испытания — понять, как хорошо дети владеют навыками устной речи. Всего четыре задания. Первое — чтение вслух небольшого текста — от 160-180 слов. Несколько абзацев. Две минуты можно потратить на то, чтобы пробежать по тексту глазами, познакомиться, и затем начать читать. Материалы интересные: посвящены выдающимся людям России. Второе задание — подробный пересказ. Здесь также несколько минут на подготовку. Можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную мысль в карточку-черновик. Но есть важное условие — нужно не просто подробно пересказать прочитанный текст, а постараться органично «включить» в свою речь цитату. Она дается здесь же.
— Зачем нужна цитата?
— Она расширяет контекст. Позволяет перейти от биографии конкретного человека, например, к значению подвига, научно-исследовательской работы, его жизни в целом. Вариантов может быть много. Третье задание — монологическое высказывание. И здесь у учащегося уже появляется выбор.
— Какой?
— Девятиклассник может выбрать один из трёх предложенных типов речи: описание, повествование или рассуждение. Эти задания предполагают принципиально разный характер речи. В первом случае ребенку будет показана фотография: допустим, экскурсия в музей или прогулка в ботанический сад. Нужно описать, что видишь: место и время события, кто в нем участвует… Во втором случае школьник должен будет рассказать о чем-то на основе своего жизненного опыта. К примеру, о лучшем друге или любимом животном. Третья тема носит проблемный характер, предполагает рассуждение и ответ на вопрос «нужно ли?». Например: «Интернет: благо или зло?». В этих трех вариантах мы предлагаем небольшой примерный план с наводящими вопросами, которые помогут раскрыть тему.
А вот четвертое задание — диалог с учителем-собеседником. Вопросы могут быть направлены на то, чтобы школьник расширил свой ответ, дополнил, уточнил. Для учителя тоже составлена карточка с примерными вопросами по теме.
— Кто может стать учителем-собеседником?
— Это может быть любой педагог, у которого есть хороший контакт с детьми и грамотная речь. Школьный психолог, социальный педагог тоже могут выступать в этой роли. Собеседование проводится в той же школе, где учится ребенок, максимально комфортно для него, и занимает не больше 15-16 минут. Даже учебный процесс прерывать не обязательно. Мы апробировали модель, когда прямо во время уроков ребят по списку вызывают для собеседования в отдельный кабинет (аудитория ожидания), а затем они возвращаются в класс.
— В каком случае можно получить «незачет»?
— На собеседовании проверяется не знание правил русского языка, а оценивается качество речи в целом, в системе. Поэтому важно говорить грамотно. Это первое условие. А второе — не подменять задание другой темой, которая больше нравится. Если выбираешь описание — описывай именно то, что реально есть на фотографии, не воспроизводя заученные тексты.
— Какова система оценивания на итоговом собеседовании?
— Речь ребенка оценивается по ряду критериев. Среди них — темп чтения, правильная интонация, соблюдение речевых, грамматических, орфоэпических норм… Максимальный балл за собеседование – 20. Для «зачета» достаточно 10.
— Как дополнительно подготовиться к собеседованию в оставшиеся две недели?
— Некоторые секреты подготовки к собеседованию приведены в повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Герои этой книги поняли, что лучший способ подготовки — не ждать дополнительных заданий от учителя, а тренироваться, чтобы проработать базовые навыки и снизить уровень тревожности. Для этого нужно: не стесняться устного общения (хватит вести только виртуальные беседы!); разговаривать друг с другом на разные темы «полными предложениями», без подсчета предложений и без «ну-у», «э-э», «короче», «типа»; играть в устные языковые игры (помните, из детства: «Я знаю пять имён мальчиков», «Да и нет не говорить»). Не злитесь и не выказывайте эмоций: экзаменатор ни в чем не виноват, а звук записывается в течение всего экзамена. И не волнуйтесь: 10 баллов набрать нетрудно. У вас обязательно все получится! Великий академик Д.С. Лихачев однажды сказал: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!»

Еще по теме:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031