«Не остуди своё сердце, сынок»

05 августа 2020

Великая Отечественная война сделала несчастными подавляющее количество семей, проживавших в Советском Союзе. Практически в каждой не досчитались где отца, где брата, где сына. Где-то и вовсе всех вместе взятых. Огромная тяжесть восстановления разрушенного легла в значительной степени на женские плечи. Многочисленным вдовам пришлось, кроме прочего, растить и воспитывать своих детей, оставшихся без отцов. О помощи государства в то время и речи не шло: надо было отстраивать всё заново, в том числе и развивающуюся систему социального обеспечения. Семьи в послевоенное время, как правило, были большими. Герой моего очерка Михаил Иванович Гордеенко рос в такой многодетной семье. Отец его Иван Иванович ушёл на фронт в 1941 году. С тех пор его никто и никогда не видел: солдат пропал без вести. И как потом ни старались родственники, концов в деле поиска пропавшего воина так и не сумели вывести. Да разве мало безымянных останков лежит до сих пор на полях России, да и Европы тоже? Жена Ивана Ивановича — Мария Трофимовна — осталась одна с восемью детьми на руках, причём самый младший Виктор родился уже во время войны. Да и в памяти меньших отец остался не более чем эфемерным видением. Прежде чем начать рассказ о Михаиле Ивановиче, не могу не остановиться на личности его матери — Марии Трофимовны. Удивительная это была женщина, удивительная… Каждый раз, вспоминая разговоры с ней, поражаюсь тактичности, выдержке, доброжелательности и кроткости, присущих ей. Если хотите, то и широте кругозора, хотя окончила Мария Трофимовна всего-то церковно-приходскую школу в Сытой Буде. Вот эти черты характера в купе с практичностью в любом деле способствовали тому, что с
1943 и по 1947 годы Мария Трофимовна Гордеенко возглавляла Сытобудский сельский Совет. Михаил Чехов, известный культурный деятель нашей страны, говорил в своё время, что талант – это обаяние. Так вот Мария Трофимовна была обаятельнейшим человеком. Её сыновья — здоровые мужики — Николай, Михаил, Александр, Евгений и Виктор, да и дочери Нина, Евдокия и Валентина очень уважительно к ней относились, понимая, что своей женской стойкостью, огромными трудами она вырастила их и вывела в люди. Никогда мать не применяла к детям репрессивных мер. Но до самых последних дней своей жизни стоило ей сказать любому из детей короткое: «Что ж ты ведёшь себя так, Стёпушка?», воспитываемый тут же успокаивался и смирялся, в каком бы взвинченном состоянии в те минуты не был. Это же касалось и каких-то поступков, которые, на взгляд матери, не совмещались с христианской моралью. Кто такой Стёпушка, спросите вы, уважаемые читатели? Жил давно такой блаженный в Сытой Буде, впрочем, такие были почти в каждом селе. Был он тихим и безответным человеком, хотя его поступки не всегда можно было объяснить с рациональной точки зрения. Все жители села его любили и подкармливали.
Итак…Теперь о Михаиле Ивановиче Гордеенко. В его характере превалировало скорее прагматическое, чем лирическое начало. Но всегда, когда он вспоминал о своём детстве, особенно о послевоенных годах, у этого крупного, вальяжного и импозантного мужчины на глазах выступали слёзы. Но Мария Трофимовна всегда подчёркивала, что слёзы никак нельзя приравнивать к слабости характера, это совсем разные вещи. Миша закончил семь классов Сытобудской школы в 1952 году, немного спустя он получил диплом киномеханика, обучаясь в городе Батайске, что недалеко от Ростова-на-Дону.
— Не остуди своё сердце, сынок, — сказала мне мать, когда провожала в дальнюю дорогу из родного села, — вспоминал Михаил Иванович. — Она дала мне в дорогу испеченные коржики из ржаной муки и перекрестила меня. Я всю жизнь помню эти слова, они всю жизнь были для меня руководством к действию. И сейчас, когда матери уже нет среди
живых, мне часто вспоминаются слова известной песни: Бродят по свету слова твои, мама: «Не остуди своё сердце, сынок».
А я так и не спросил мать, знала ли она эти слова? Знала ли она эту известную песню? После получения диплома Михаил Иванович был принят на работу киномехаником передвижки №10 в Климовский отдел кинофикации. Сразу же после установления Советской власти, по словам вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина, кино являлось
важнейшим из искусств. Трудно не согласиться с тем, что это было сильнейшее средство пропаганды, агитации, да и просто сильнейшее средство воздействия на умы и сердца советских людей. Достаточно вспомнить восьмидесятые годы прошлого века, когда большинство женщин выходило из кинозалов после просмотра любого индийского фильма с мокрыми носовыми платками… Второй вопрос, который не мог для себя решить Михаил Иванович до самого ухода из жизни, заключался в нерациональности разрушения стройной системы кинообслуживания страны, особенно в сельской местности. Кто получил от этого выгоду? Ведь даже тогда, когда большинство организаций сидело на шее у государства, кинопрокат приносил неплохие деньги. Киномеханик на селе всегда был уважаемым человеком и за ним, как правило, увивалась куча ребятни в надежде на то, что их преданность кино будет вознаграждена киномехаником в виде бесплатного прохода на очередной киносеанс. Ведь и пятью копейками, а это стоимость билета для детей, ребята не всегда обладали. Начало трудовой деятельности Михаила Ивановича совпало с бурным развитием сельской кинофикации. Но уже вскоре, а именно в октябре 1953 года, молодого парня призвали в ряды Советской армии. Служил он на Балтийском флоте. Хочу оговориться, что и его брат Александр выбрал профессию киномеханика, да и служил он так же на Балтийском море. На фотографии они как раз перед тем моментом, когда Михаил Иванович уходил в армию, вскоре призвался и Александр Иванович.
Когда Михаил вернулся домой, он был назначен киномехаником в соседнее село Рубежное. Проработал там десять лет. Работал увлечённо. Имел благодарности за свой труд, награждался ценными подарками. Каждое лето в период массовых полевых работ Михаил Иванович трудился в родном колхозе «Путь к коммунизму», ведь он специально для этой цели окончил школу механизаторского всеобуча. Там же, в селе Рубежное, он встретил молодую, расторопную девушку Тоню, которая работала в местном медпункте. После определённого романтического периода ухаживания она стала его женой. При их переезде в Климово Антонина Григорьевна после пятнадцати лет работы заведующей
медпунктом стала фельдшером в оргметодкабинете Климовской районной больницы. В 1966 году Михаил Иванович был переведён на должность киномеханика Сытобудской киноустановки. Тяга к знаниям была характерной чертой молодого человека, и в том же году Михаил Иванович стал студентом очного отделения кинотехникума в городе Советске Калининградской области. Он учился, имея уже троих детей. К слову, его дочь Людмила характеризует отца как обстоятельного, доброго и по большому счёту очень мягкого человека.
— Он был естественен, дружелюбен и открыт. Взгляд у папы был проницательный, серьёзный, убедительная искренность сочеталась в нём с яркой импульсивностью. Сдержанное достоинство, — подчёркивает она, — было основано у него на немалом жизненном опыте. Он часто говорил, что необходимость – великий учитель, а в жизни одно из главных решений — правильно выбрать свою жизненную профессию. Избранная им стезя стала его истинным призванием. А ещё он часто говорил о том, что все люди на земле, невзирая на
расы и вероисповедание, связаны и зависимы друг от друга гораздо в большей степени, чем мы себе представляем. Я, — вздыхает Людмила Михайловна, — на эти слова не обращала особого внимания, но сейчас при пандемии короновируса поняла слова отца и по-настоящему их прочувствовала.
Когда Михаил Иванович Гордеенко получил диплом специалиста, это был козырь, который в тот момент дала ему судьба, и жизненный дальнейший путь его в известной мере был предопределён. Сразу же недавний студент был назначен на должность директора Климовской дирекции киносети. Проработал он им вплоть до 1985 года. Своему делу Михаил Иванович служил преданно. Никогда, образно говоря, не плевал истине в лицо. Годы научили его смотреть на мир хоть и критически, но критика эта была не разрушительной, а созидательной. Он в какой-то мере понимал, что обстоятельства управляют судьбами людей. Однако старался, чтобы эти обстоятельства не превращались в безответственность и разгильдяйство.
— Руководить людьми, — говорил он, — непросто, ведь у каждого своя судьба, свой душевный склад. Всё-таки весь свой немалый коллектив я, как директор, старался привести к общему знаменателю. В деле киномеханика, как и в любом другом, это личная ответственность, а ещё финансовая дисциплина. В Брянском управлении культуры Климовская дирекция киносети была на одном из лучших мест в области. Сам Михаил Иванович награждён медалью «За доблестный труд», удостоен высокого звания «Отличник кинематографии СССР», а уж на почётных грамотах различного уровня я подробно и не останавливаюсь. В последние годы жизни ветерана мне нередко приходилось с
ним беседовать. Он с разных точек зрения оценивал свою жизнь.
— Мною прожита, может быть, и не такая яркая жизнь, как хотелось бы, но она была честной, наполненной трудом на благо нашего общества. Слова матери «Не остуди своё сердце, сынок» были моим талисманом. Память о ней, о её самоотверженности сопровождала меня на всех этапах судьбы. Мне хорошо помнятся слова Михая Волонтира, главного героя
фильма «Цыган», о том, что в жизни много напутано, но дороже матери нет ничего. Да и счастье человека — к преклонным годам я стал это понимать — в тишине, в гармонии с самим с собой. Порой оно вовсе не в великих свершениях, а складывается из дорогих сердцу мелочей, на первый взгляд пустяков, — с располагающей улыбкой говорил Михаил
Иванович. — Жалко, что понимаешь это практически всегда слишком поздно.
— К старости, — чесал он свой затылок, — что-то происходит со временем. День тянется так долго, будто и конца ему не будет. Только не успеет он пройти, и сразу же ускользает, как будто бы его и не было. Очевидно, поэтому старые люди под конец жизни живут воспоминаниями о прошлом. А его, к сожалению, переписать даже при желании никто не может. Моя же жизнь похожа на сплошное кино — кино длиною в целую жизнь… Михаил Иванович улыбается и пожимает плечами, как бы говоря этим — что сделано, то сделано…
— У меня три дочери, — с удовольствием произносит он, — Валюша, Ирочка и Людочка. Моя Антонина Григорьевна, — мрачнеет ветеран, — уже за той чертой, откуда нет возврата.
И не обречённо, а в какой-то степени воодушевлённо добавляет: «Скоро мы с ней встретимся… Мои дочери — доказательство вечного круговорота и нескончаемости жизни».
Мой собеседник по праву гордится своими дочерьми. Валентина всю жизнь проработала на Климовском крахмалопаточном заводе, она бухгалтер по профессии. Сейчас живёт в Москве. Ирина тоже житель Москвы. Она служила в общепите столицы нашей Родины. Жизнь Людмилы прошла в нашем районе: в Рубежном, Климово, Каменском Хуторе. Сейчас она на пенсии, а преподавала иностранный язык в Каменскохуторской средней школе.
У Михаила Ивановича на сегодняшний день пять внуков и пять правнуков… Как же он был прав, когда говорил, что жизнь — это нескончаемый круговорот, который и есть доказательство вечной жизни…
Николай ГОРДЕЕНКО, член Союза журналистов России

Фотогалерея

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930