Завод «Реле»: производство и люди

27 июля 2021

До сих пор трудно понять, вернее, принять тот факт, что в конце XX века Россия погрузилась в период, который экономисты называют застойным. В Климовском районе в это время работали: консервный завод, заводы хлебный и молочный, райпищекомбинат, крахмальный и завод «Реле»…
Нина Ивановна Гордеенко пришла работать на предприятие вскоре после его открытия, в 1974 году. До самого закрытия завода она прошла все ступени карьерного роста. Нина Ивановна была одним из заметных членов трудового коллектива — ​инженером, который возглавлял отдел контроля и качества на заводе «Реле». Она руководила и комсомольской организацией предприятия, а это почти полтысячи человек. Именно с позиции Нины Ивановны Гордеенко, с ее подачи и подготовлен этот очерк. Беседа наша началась с обсуждения пресловутого времени застоя.
— Я тоже не совсем принимаю факт застоя в народном хозяйстве страны, — ​сказала она, — ​но по образованию у меня диплом бухгалтера, поэтому в сложных законах экономического развития не так-то просто разобраться. Однако нельзя не согласиться с тем, что идеология, которая довлела над нашей страной десятилетия, — ​выдохлась. Коммунистические лозунги окончательно обесценились и стали лишь «фигурами речи». В свое время Никита Сергеевич Хрущев предупреждал о том, что экономика страны может надорваться и именно потому, что военно-промышленный комплекс приобрел гипертрофированный характер. Ведь в конце 1980-х годов на долю предприятий ВПК приходилось до 25% всего национального валового продукта (для сравнения, в США — ​только 6%). Прошу прощения, — ​улыбнулась Нина Ивановна, — ​за столь пространное вступление к нашей беседе. Для меня это больной вопрос. Много читаю, стараюсь разобраться в периоде застоя, в значении ВПК для экономики страны. Ведь завод «Реле» в какой-то степени тоже относился к военно-промышленному комплексу. Зримым подтверждением этому на заводе был кабинет заказчика с представителем Министерства обороны СССР.
Нина Ивановна перевела дыхание и сказала:
— На предприятии был строгий пропускной режим, адрес его в Министерстве обороны обозначен номером почтового ящика. Часть выпускаемой продукции отправлялась на экспорт.
Моя собеседница немного помолчала, задумалась на некоторое время, затем продолжила рассказ.
— Климовский завод «Реле» был филиалом более крупного Стародубского однопрофильного завода. Образован он в апреле 1972 года, так что в 2022 году предприятие отметило бы свой полувековой юбилей… да… отметило бы… Торжественных мероприятий по этому поводу, как вы понимаете, — ​не будет. Завод тихо умер и только для его работников он стал значительной вехой в их жизни. Это, конечно, памятный юбилей, увы.., хотя и печальный. Память, словно стук далекого поезда, часто врывается в мое сознание, сжимается сердце.., на какое-то время опускаются руки… ведь годы работы на заводе — ​моя молодость. А молодость всегда прекрасна.., что может быть лучше нее?
С момента организации завода его возглавлял Медведев Евгений Егорович. Крепкий хозяйственник. Он знал весь производственный процесс, радел о каждом из рабочих. Строгость, сосредоточенность, тактичность, доброжелательность — ​основные черты его характера. Он полностью отдавался своему назначению директора. Разумное сочетание интуиции и критичности к себе позволяли ему быстро решать назревшие вопросы. Поскольку речь пошла о руководстве заводом, помяну добрым словом и Семченко Анатолия Илларионовича, к сожалению, недавно скончавшегося. Он возглавлял предприятие несколько лет, после того как Медведев ушел на заслуженный отдых. Вначале завод выпускал только один вид продукции под кодовым названием РКМ‑1. Заказчиком были военные структуры. В целом спрос на продукцию завода «Реле» был огромным. На предприятии работало 750 человек. По человеческому индексу оно было одним из крупнейших в районе. Постоянно требовались рабочие кадры, да и с производственными площадями было трудновато, несмотря на то, что действовали два сборочных цеха, цех механоштамповочный, а также участки по сборке.
Позднее построили четырехэтажное здание-модуль, где выпускался новый тип реле — ​«РЭК‑28». Директор завода Медведев Евгений Егорович нашел весьма оригинальный выход из создавшегося положения нехватки производственных площадей. Завод заключил договора с соседним районом Украины. В Менском районе есть такие села, как Величковка и Киселевка. Именно там, в пустующих зданиях, в основном женщины, занимались намоткой катушек для сборки реле.
И самое интересное, — ​с улыбкой говорит Нина Ивановна, — ​наш директор заключил договор с таким же видом работ с клинцовской колонией. Заключенные там изготовляли компоненты для реле. Мне, как работнику ОТК, для проверки качества работы приходилось контролировать этот процесс. Следовательно, периодически бывать в местах заключения. Ходила я по тюрьме в сопровождении охранника, у которого на груди висел автомат. Все равно как-то жутко становилось от подмигиваний зеков. Куча мужчин без зазрения совести в упор рассматривают тебя, что греха таить: работнички были еще те…, что им планы предприятия?.. Отбыть бы день до вечера, и ладно. В производственном помещении порой было не слишком чисто. Я возьми да скажи об этом. Вскорости мне один из заключенных тихо вручил крест с распятием. Намек был совсем прозрачным. И как мне следовало поступить? То-то…, требования я не ослабила, но от автоматчика боялась отойти даже на пару шагов. Это сейчас такое происшествие оценивается с улыбкой, а тогда… не до смеха было…
— Гальванирование деталей реле, — ​продолжила Нина Ивановна, — производили в Стародубе и только по одной причине. Рядом с нашим заводом озеро, из-за контакта с отходами опасались загрязнения воды. В Стародуб же отвозили мы и отчетную документацию. На каждом производственном участке был свой мастер. Отрадно, что работать приходилось с прекрасными людьми, любящими и знающими свое дело. Мне хочется назвать их имена.
Щербакова Мария Мироновна — ​начальник сборочного цеха; Рублева Вера Дмитриевна — ​контрольный мастер; Баськов Николай Владимирович — ​начальник механоштамповочного цеха; Шаповалов Федор Михайлович — ​парторг, главный технолог; Заяц Нина Тимофеевна — ​мастер регулировочного цеха; Золотарева Татьяна Николаевна — ​инженер-технолог; Клинкова Татьяна Петровна — ​начальник отдела кадров; Кулаго Владимир Николаевич — ​главный инженер; Кобзарь Сергей Васильевич — ​инженер-технолог; Бахтина Дина Васильевна — ​мастер участка упаковки; Вдовина Валентина Михайловна — ​заведующая складами сырья и готовой продукции; Ларионцева Галина Яковлевна — ​мастер сборочного цеха.
Добрые слова хочется сказать и в адрес контролеров ОТК — ​Кожуриной Надежды, Медведевой Галины, Жоровой Валентины, Ковалевой Светланы, Сомовой Натальи и Ивановой Евдокии.
Вижу, что вы, Николай Васильевич, выражаете нетерпение по поводу затянувшегося перечисления. Одну минутку… Я только назову ребят-наладчиков станков. Добросовестные хлопцы, наши заводские прилежники — ​Евсеенко Виктор, Акулов Евгений, Ковалев Виктор, Шульга Николай…
Нина Ивановна, несмотря на то, что попросила всего минутку, еще долго рассказывала о том, какие замечательные люди трудились на заводе «Реле». Я не знаю этих людей, но было отрадно слышать, что после стольких лет Нина Ивановна так тепло отзывается о своих коллегах.
— С течением времени завод начал выпускать и ассортимент товаров народного потребления, — ​дополнила свой рассказ Нина Ивановна, — ​было в то время постановление Совета Министров СССР о том, чтобы все военные предприятия выпускали какую-то часть продукции товарами народного потребления (ТНП). В Климово, да и в других районах области пользовались спросом ведра пластмассовые, сиденья для детских санок, прищепки бельевые, ящики тарные, игрушки для детей, пластмассовые корзиночки.
На предприятии был и свой медпункт, там работал фельдшер Борсуков Александр Степанович, отличный специалист, мастер своего дела.
При заводе имелось общежитие, детский сад, строились жилые дома. В столовой для рабочих готовились разные вкусные блюда. Работали на заводе в две смены, ночная заканчивалась в половине второго ночи.
Наступили 90-е годы, — ​со вздохом продолжила Нина Ивановна, — ​тружеников перевели на 4-часовой рабочий день, а потом и вовсе завод перестал существовать. Некоторые площади взяли в аренду другие организации. Смотреть без боли на производственные корпуса — ​не могу…
Николай Гордеенко, член Союза журналистов России

Газета «Авангард» №30 (10 673)

Фотогалерея

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
20 апреля 2024, 11:20

В Севске провели акцию «Сад памяти»

"Брянская губерния" сообщает, что в Севске учащиеся школы №2 приняли участие в акции «Сад памяти». (далее…)

20 апреля 2024, 11:12

Жители Брянщины пройдут обучение в «Школе фермера»

Как сообщает "Брянская губерния", на Брянщине уже четвёртый год реализуется образовательный проект «Школа фермера». (далее…)

20 апреля 2024, 10:59

Всероссийская акция «Библиосумерки» состоялась в Клетне

Как сообщает "БрянскToday", школьники Клетнянского района Брянской области приняли участие в мероприятии, подготовленном библиотекарями (далее…)

20 апреля 2024, 10:38

В Брянске состоялась патриотическая акция

Как рассказывает РИА "Стрела", в областном центре прошла патриотическая акция «По тропам партизан», организатором (далее…)