Вера Надежды — ​любовь

12 августа 2021

За годы сотрудничества с газетой «Авангард», а это почти полвека, мне пришлось брать интервью не у одной сотни человек. Практически каждый раз за время беседы с тем или иным респондентом я задавал вопрос:  ​«Во что вы верите?» Слова данного вопроса могли варьироваться, но смысл его оставался неизменным: что вы ждете от жизни, на что надеетесь и как вы, собственно говоря, эту веру поддерживаете? Наш разговор с Надеждой Николаевной Лавриненковой так же начался с этого вопроса. Ответ последовал незамедлительно.
— В любовь! Я верю в любовь!
Мне не часто приходилось сталкиваться с таким ответом, хотя надо признать, что он сам по себе великолепен… Надежда Николаевна, видимо, прочитала на моем лице некий вопрос, какое-то не то удивление, не то сомнение и неясность, потому и пояснила:
— Я так и подумала, что вы пойдете по линии наименьшего сопротивления.
— ???
— Я имела ввиду, — ​продолжила она свою мысль, — ​не только любовь женщины к мужчине, но и любовь к своей стране, к детям, к тем, образно говоря, трем березам под окном, которые мы и называем малой Родиной. Любовь к природе, к жизни, в конце концов…
Очевидно, вы знакомы в силу своей профессиональной необходимости с творчеством русского писателя Виктора Астафьева. Я позволю себе процитировать отрывок из его замечательной книги «Последний поклон»: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — ​он еще не сирота. Все проходит в жизни… любовь, сожаление, горечь от утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…»
— Да, Надежда Николаевна, я знаком с творчеством Астафьева. Скажу больше: считаю, что его проза, в том числе и «Последний поклон», вершина среди писателей, так называемых деревенщиков, то есть тех, кто пишет о проблемах и заботах проживающих в сельской местности. Его рассказы из цикла «Затеси», повести — ​трогают душу и делают человека чуть-чуть лучше.
Лавриненкова согласилась со мной и сразу стала понятна та пылкость, с которой говорила она. Надежда Николаевна объяснялась в любви к своей малой Родине, к крохотному поселку Великий Гай Сытобудского сельского поселения. Дело в том, что давным-давно она распрощалась с любимым домом и уехала, по словам матери, искать счастье на стороне. Сейчас Лавриненкова живет и работает в городе Новосибирске одноименной области, достойно представляя нашу родную Брянщину в том далеком краю — ​Сибири.
При таких беседах в ее душе всплывает то давнее и деревенское, которое она, кажется, забыла, вроде бы, забыла. Однако не так-то просто оторваться от родной пуповины, от тех мест, где она впервые закричала, оповещая весь белый свет о своем появлении.
После окончания средней школы в селе Сытая Буда, тогда еще Соломенник Надежда Николаевна, выбрала Брянское культурно-просветительное училище  — «кулек», — ​как между собой называют его студенты. Окончила режиссерское отделение, получила диплом. От дальнейшей учебы не отказалась и вдобавок окончила Орловский институт культуры. В Новосибирске Лавриненкова оказалась потому, что там работал ее будущий муж Александр Николаевич Лавриненков, он родом из Климово.
Уже много лет работает Надежда Николаевна в Новосибирском колледже культуры и искусств. Она преподает историю мировой и отечественной культуры. Время от времени ей приходится вести и другие предметы, близкие по содержанию основного курса. В коллективе преподавателей более 150 человек, но Надежда Николаевна не теряется среди них. Пользуется заслуженным авторитетом как один из опытнейших учителей. Коллеги уважают ее за обширные знания своего предмета и сопредельных дисциплин, за покладистый характер, доброту и незаносчивость.
Уже в Новосибирске у супругов Лавриненковых появились сыновья — ​Антон и Егор, которые в свое время подарили им внуков. Сейчас бабушка Надя все свое свободное время посвящает любимым внукам и чувствует от этого себя счастливой.
Удивительная доброжелательность, тактичность, атмосфера дружелюбности и душевности царит на лекциях по истории культуры. Студенты, конечно же, заметили это, оценили и с глубоким уважением относятся к своему преподавателю. На одной из фотографий вы, уважаемые читатели, видите, как она на репетиции советует правильно поставить движение в танце своей студентке.
Сильный, позитивный характер, оптимистический настрой очень помогают ей в работе. Она самодостаточна и легка на подъем. Обучение в колледже искусств и культуры специфическое. Надежда Николаевна внушает своим учащимся, что в любом деле должна быть гармония и чувство меры, она старается разглядеть в каждом студенте искру Божью.
— Во время учебы, — ​говорит она своим ребятам, — ​важно только одно: талантливо ли ты выполняешь свое дело. Сознание профессиональной несостоятельности делает человека несчастным. Надежда Николаевна добрый, глубоко вдумчивый человек, серьезный, целеустремленный, искренний и прямолинейный собеседник.
— Отшумела, отволновалась моя молодость, — ​с ноткой сожаления констатирует Лавриненкова. Обиды, если они и были, — ​теперь в прошлом, плохое позабылось, я выросла из него. Как змея сбрасывает свою старую кожу. Это в прошлом, а в настоящем дом, дети, внуки, любимая работа… У каждого из детей своя жизнь, радости и печали. Это важно для них, а следовательно, и для меня.
Надежда Николаевна загрустила… Есть женщины, на которых время мало действует. Они чудо как хороши в любом возрасте. Лавриненкова из их числа. Она даже стареет красиво: в этом нет ни комплексов, нет ни показной болезненности, а то и наоборот — ​бравады, только человеческое достоинство, в этом ей и помогает, видимо, чувство стиля. Оно есть не у каждого, с этим, по-моему, нужно родиться. Она по-прежнему, как в молодости, стройна, пикантна и умна.
— Вопрос о старости не должен вас беспокоить, — ​часто говорит она своим друзьям, — ​никогда не стоит переживать и беспокоиться по этому поводу. Думаю, что, как и у любой женщины, в этих словах наличествует самоуспокоение и некий самообман. Несмотря на то, что наша беседа проходила в основном в мажорном стиле, мне она показалась ностальгической песней по молодости. Загрустила Надежда Николаевна… Это видно даже невооруженным взглядом. Правда, причину грусти я не совсем верно назвал — женщина объяснила все сама:
— Думаю, что недостаток культуры еще очень сильно ощущается в нашем обществе. Отсюда и многие беды жизни. Часто все в конечном счете сводится к деньгам или власти. Впрочем, это практически одно и то же…
Когда Надежда Лавриненкова приезжает на свою малую Родину, то обязательно посещает библиотеку, всегда берет подшивку «Авангарда» за время, когда она отсутствовала в родном доме: наверстывает, восполняет пробелы о Климовской земле.
— Газета «Авангард» интересна мне по многим параметрам. Ее очень любили мои родители, мои покойные старики. Дело доходило у них до небольших стычек: заключались они в том, кто первый станет читать «Авангард». Моя мать Мария Михайловна была, извините за некорректное сравнение, глуха как палка. Это следствие простуды в молодости. Чтение газеты единственное дело, которое позволяло быть ей в курсе дел района. Она при получении свежего номера районки всегда не преминула пропеть частушку, которую, видимо, сама и сочинила. Голос у нее был какой-то хрустальный, чистый, звонкий…
Говорила мне подруга
На высоком берегу,
Я без новой юбки обойдуся
Без «Авангарда» не могу.
Слово «авангард» у нее скорее звучало на слух, как «варганд», — ​улыбнулась Надежда Николаевна. Давно уже нет этих добрых старичков, ее родителей. Я не могу без труда назвать еще такую же пару, в которой супруги были бы так не похожи характером и привычками, как Николай Андреевич и Мария Михайловна. Это не мешало им отлично ладить, понимать друг друга и бережно заботиться о своей половинке.
Николай Андреевич был спокойным, уравновешенным человеком, которого трудно было чем-то удивить или вывести из себя. Он прошел всю войну, сражался на Орловско-Курской дуге, трудился до конца своих дней. Супруга его, Мария Михайловна, также всю жизнь работала. Была она чересчур мобильной, говорила быстро. Слышала очень плохо, только тогда, когда ей кричишь в самое ухо. Однако считала своим долгом вступить в любой разговор, даже далеко не касающийся ее, и часто из-за своей глухоты попадала впросак. Николай Андреевич добродушно подтрунивал над ней: «Маня, да не лезь ты со своими пятью копейками, без тебя разберемся». …На такие замечания мужа она не реагировала. Еще один пример. Перед одним из праздников Победы представители сельского совета привезли ей, как работнику тыла, юбилейную медаль. Мария Михайловна топила печь, вся кофта спереди была в саже. Женщина не растерялась, переодела кофту задом наперед, ей пристроили на грудь медаль. Она не выдержала и побежала в таком виде к соседям — ​нет, она не хвасталась наградой. Просто ей необходимо было хоть с кем-то поделиться своей радостью. Мария Михайловна любила угощать различными блюдами своей кухни земляков, и при этом была совершенно счастливой.
Извините, уважаемые читатели, за такое обширное отступление от основной темы очерка, оно ведь напрямую касается героини статьи. Я же в свою очередь с удовольствием вспомнил об этих достойнейших старичках, и стало грустно… очень грустно и жаль чего-то…
А Надежда Николаевна Лавриненкова по-настоящему добрый и хороший человек. Это, считаю, самая высокая оценка, которую может дать жизнь. В основе всех поступков Надежды Николаевны действительно лежит любовь. Любовь созидающая, поддерживающая, творящая чудеса человечности.
Николай Гордеенко, член Союза журналистов России

Газета «Авангард» №32 (10 675)

Фотогалерея

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
26 апреля 2024, 14:24

Наши мужчины проявляют героизм и мужество

«Среди участников специальной военной операции много земляков. Наши мужчины каждый день проявляют героизм и мужество в борьбе с нацизмом. Многие заключили контракт и вступили в ряды защитников Родины.