Да здравствует игра!
В последнее время нередко от детей дошкольного возраста можно услышать слово «скучно». Поиграть в настольную игру, запомнить и соблюдать правила подвижной игры, придумать и развить сюжет коллективной игры, использовать в игре предметы-заместители… — всё это для детей становится скучным не потому, что это действительно скучно, а потому, что дети в большинстве своём не умеют играть.
Детские психологи в разных странах говорят о начале новой эпохи, которая ознаменовалась появлением нового человека, не умеющего играть в игры. Эту проблему принёс с собой «электронный век». В настоящее время стало заметным, что дети предпочитают гаджеты и электронные игрушки обычным. Зачастую родители сами, желая высвободить время для себя, дают в руки ребёнку телефон или планшет, и это происходит в очень раннем возрасте. Родители считают, что, покупая много современных игрушек, они украшают жизнь ребенка и так выражают свою любовь. Однако, как показывают исследования объема памяти и внимания, ребенку для развития необходимо иметь всего пять-семь игрушек. Ребенок должен их знать, связывать с каждой из них какую-то историю и понимать, что с ними можно делать. Ведь когда игрушек много, они обесцениваются ребёнком, теряют свою привлекательность и значимость. Многие современные игрушки не только перестали быть средством детской игры, но даже препятствуют её развитию. Популярные в современном мире игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать, разрушают у детей само умение играть. Они останавливают активность и развитие детей, навязывая им свою волю.
Исправлять и корректировать сложившуюся ситуацию помогает детский сад, в котором учат детей игровым действиям, играм с правилами, сюжетным играм, подвижным, дидактическим, настольным и многим другим. Игра в своём развитии и усложнении видоизменяется в зависимости от возраста детей.
В раннем возрасте в процессе игровых действий у детей развивается внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика. Играя, дети получают новые знания, умения, навыки, причем все это происходит незаметно для них.
Дети учатся собирать и разбирать крупные разноцветные башенки, пирамидки, матрешки, делать сооружения из ярких кубиков. Им интересно все трогать, брать в руки. Детям нравятся игры, которые можно использовать и в практической жизни. Это игры с предметами. Например: тазик, сито, стаканчик, ложка, губка, крупа, вода и т. д.
Многие игровые упражнения можно применять и в домашних условиях.
Моим малышам очень полюбилась развивающая игрушка — бизиборд.
Эта «умная» сенсорная доска придумана основоположницей одной из методик раннего развития Марией Монтессори и является полезной и практичной развивающей игрушкой, с помощью которой дети с удовольствием познают окружающий мир. В нашей стране массовый интерес к бизибордам возник совсем недавно. Сложно поверить, но на сегодняшний день бизиборды отпраздновали 110 лет со дня появления на свет!
Мой бизиборд представлен фигурой человечка в одежде. У него на рубашке множество карманов на молнии, шнурков, ленточек. Ребята с интересом рассматривают этот игровой сенсорный стенд. Они с увлечением застегивают, расстегивают кармашки, развязывают, завязывают шнуровку, ленточки.
Взрослым очень важно играть с детьми вместе, передавать в игре опыт, знания о семейных ценностях, учить и воспитывать.
Детство так быстро заканчивается, и современный ритм жизни предъявляет к детям всё новые и новые требования, но игра была и остаётся основным видом деятельности ребёнкадошкольника.
Л. Городная, воспитатель детского сада №4