Уроки Холокоста — путь к толерантности
75 лет победы Советского Союза в Великой Отечественной войне — очень важное событие в истории нашей страны. Мы являемся тем поколением, которое общалось с Победителями, слушая их рассказы. Хотя всё ли нам рассказывали? Наверное, нет.
Чем дальше отодвигаются события Великой Отечественной, тем больше вопросов в изучении тех страшных испытаний возникает. Все больше неизученных тем поднимается исследователями. Одной из сложных в изучении остается проблема Холокоста в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войны.
Что мы знаем о Холокосте? Наверное, для многих это слово знакомо со школьной скамьи и когда в годы учебы учитель истории говорил об этих страшных страницах всемирной истории — то в детском сознании возникали ужасные картинки. Но память непостоянна и страшные образы ужасов, которые творили нацисты, со временем угасают. Но так не должно быть. Ведь память это то, что мы в силах сохранить, чтобы не повторить того, что случилось более 70 лет назад.
Холокост (от греч. holokaustos всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение 6 000 000 евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933–1945 гг.).
Холокост — одна из самых страшных страниц в истории человечества. Миллионы людей от младенцев до стариков не просто погибли, а были уничтожены в газовых камерах, замучены до смерти в ходе медицинских экспериментов. Ужас, с которым столкнулись евреи, цыгане, славяне, просто нельзя описать словами. Сохранить память о самых ужасных страницах истории человечества — одна из основных целей Научно-просветительного центра «Холокост».
Ежегодно НПЦ «Холокост» проводит летние сессии для педагогов России под названием «Уроки Холокоста — путь к толерантности». Цель летних сессий — показать новые архивные данные о проблеме Холокоста и Второй Мировой войны, представить опыт работы педагогов-новаторов различных регионов страны и за рубежом.
В этом году в августе летняя сессия начала свою работу в Мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве. В работе сессии принимали участие преподаватели школ, вузов, институтов повышения квалификации учителей, сотрудники методических центров, библиотек и музеев из 33 регионов Российской Федерации от Приморского края до Калининградской области. Организаторы сессии — Научно-просветительный центр «Холокост», Международный научно-образовательный центр истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и Международная школа мемориального комплекса «Яд ва-Шем» (Израиль). Сессия проводилась при поддержке Российского еврейского конгресса (РЕК), Фонда «Генезис», Мемориала «Шоа» (Париж, Франция).
В течение трех дней участники сессии знакомились с отечественным и зарубежным опытом преподавания темы Холокоста. Участие в этой сессии приняла учитель общественных дисциплин Климовской школы № 3 Елена Михайловна Дедушкина. На открытии сессии выступили сопредседатель Центра «Холокост», профессор РГГУ Илья Альтман, президент Фонда «Холокост» Алла Гербер, исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая, руководитель Московской организации бывших малолетних узников гетто и концентрационных лагерей Олег Морткович, представители Министерства просвещения РФ и Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий.
Участники сессии ознакомились с экспозицией Музея еврейского наследия и Холокоста, приняли участие в круглом столе «Преподавание темы Холокоста за рубежом: презентации музеев, архивов, образовательных центров», на котором выступили представители Музея Ванзейской конференции и Архива по истории национал-социализма (Берлин и Бад-Арользен, Германия), Ягеллонского университета и Еврейского музея (Краков, Польша), мемориала «Яд ва-Шем» (Израиль).
Сессия продолжила работу в Подмосковье на базе пансионата «Виноградово». Здесь состоялась презентация программ Центра «Холокост», которую провела Мария Гилева. Илья Альтман рассказал об истории преследования и уничтожения евреев в Германии и на оккупированных территориях, а также об особенностях Холокоста на территории СССР.
Об отголосках Холокоста в современной России говорила с участниками Алла Гербер. В течение трех дней участники сессии знакомились с опытом работы по изучению истории Холокоста. Одним из значимых выступлений в ходе сессии был мастер-класс по организации проектной деятельности при изучении темы Холокоста руководителя образовательных программ Центра «Холокост» Светланы Тиханкиной, которая презентовала проект «Освободители», посвящённый поиску и установлению имён и судеб освободителей лагеря Аушвиц (Освенцим) и освобождённых ими узников. Данный проект был удостоен премии Президента России.
— Это очень важная тема, — отмечает участник сессии Елена Михайловна Дедушкина. — С каждым годом все труднее сохранить историю и воспоминания о тех далеких событиях. Проект позволяет восстановить события освобождения узников самого страшного лагеря смерти Аушвиц, созданного фашистами. Думаю, что многие учителя истории, жители района могли бы присоединиться к этому проекту и помочь сохранить память для наших потомков. Проект, в котором важно участвовать. Проект, в котором нужно участвовать. Важно не упустить время, ведь может быть поздно. Я призываю включиться в эту работу и присоединиться к проекту «Освободители».
В рамках сессии были подняты вопросы методики преподавания истории Холокоста и использования существующего учебно-методического комплекса с целью повышения качества изучения этой сложной темы. Много времени было посвящено методическим особенностям применения в образовательном процессе художественных фильмов по теме Холокоста, которые, используя художественные и визуальные образы, могут помочь современному поколению понять ужас этого страшного явления.
На семинаре состоялся просмотр с обсуждением фильма «Туфельки» (реж. Константин Фам), который организовали президент фонда «Холокост», кинокритик Алла Гербер и продюсер фильма Егор Одинцов. Участники летней сессии поделились впечатлениями и идеями о возможностях использования фильма в работе с детьми.
— Фильм произвел на меня очень сильное впечатление. Режиссер с помощью образа женских туфель смог показать весь ужас геноцида и уничтожения ни в чем не повинного народа. Думаю, что этот фильм нужно включить в школьные уроки при изучении темы Холокоста, — говорит Елена Михайловна.
По итогам летней сессии участники получили свидетельства, а также большой объем необходимых в работе методических и учебных материалов.