Живёт такая семья в Хохловке
Каждому человеку нужны любовь и тепло, дружеская поддержка. Каждый хочет быть счастливым. Это непререкаемая истина. Но почему же тогда одни семейные пары живут долго и счастливо вместе много лет, а другие расходятся, распадаются, не выдерживают жизненных испытаний? Этот вопрос я и попытался обсудить с супругами Янченко из села Хохловка. Галина Васильевна и Константин Васильевич почти сорок лет живут вместе. У них ладная, дружная семья, двое детей. Правда, они давно взрослые, у них уже свои семьи.
— Действительно, — первой поддержала разговор Галина Васильевна, — со стороны любовь кажется штукой странной: целуются, обнимаются, дети, а потом вдруг… бах… и расходятся,… начинается делёжка имущества… Поневоле согласишься с известным поэтом, который написал, что любовь не вздохи на скамейке, и не прогулки при луне…
Где-то я слышал или читал, что любовь, брак, семья – как хрустальная ваза. Такую вот вазу, как подарок судьбы, жизнь преподносит очень многим. А сохранить её, не разбить – задача совсем не из лёгких. Совместная семейная жизнь – испытание, которое, к сожалению, не все пары выдерживают. Нередко эта хрустальная ваза разбивается вдребезги.
Такое лирическое отступление вполне в духе Галины Васильевны. Человек она эмоциональный, тонко чувствующий. Она истинная христианка и брак перед Богом для неё свят и нерушим.
— Семья, — с жаром говорит женщина, — это в первую очередь ответственность. Часто бывает так, что супруги слишком молоды и категоричны для мудрых решений. А ведь семейная жизнь — это во многом умение идти на компромисс, уважать мнение своей половинки. Влюблённость с годами возможно и становиться в какой-то степени привычкой, а общие интересы, задачи остаются, если и не навсегда, то, как правило, на очень длительный период времени. Из-за неприятия разных взглядов на семейные ценности засыхает, трухлявится ветка, на которой держится семейная жизнь…. И как итог — развод. Чувство всегда должно быть под контролем рассудка. Ведь жажда, голод, любовь — не являются тем, чего надо стыдиться. Они от Бога. Доверительное, ответственное отношение друг к другу — это то основание, на котором держится любая семья. Если в голове ветер — то это очевидный прогноз на всю жизнь, — заключает свой эмоциональный спич о семейной жизни Галина Васильевна.
Константин Васильевич менее категоричен в своих взглядах на совместную жизнь.
— Моя мать, — констатирует он, — часто ссылалась на святое писание и говорила: «Не судите да не судимы будете». О неудавшемся браке она обычно говорила «Женился, как с льдины обломился». И всё…. Она практически никогда не комментировала случаи развода односельчан. В жизни ведь не бывает так, чтобы всё было разложено по полочкам. Она ведь, жизнь-то человеческая, так разнообразна, и чего только в ней не бывает. Родство душ, возможность говорить на одном языке, и, конечно же, как подчеркнула моя супруга, — ответственность и умение идти на компромиссы — краеугольные камни семейной жизни, я тоже так считаю…
— Вы просили рассказать, как мы познакомились, жили и живём? – после некоторого сосредоточенного молчания продолжил Константин Васильевич. — Будучи студентом Кокинского сельхозтехникума, — несколько смущённо повёл рассказ глава семьи, — я, впрочем, как и многие молодые люди, посещал вечера отдыха. В то далёкое уже время репетиции студенческого хора, танцы были в основном тем местом, где завязывались знакомства, симпатии, да и намечались будущие семейные пары. На репетиции Кокинского народного хора я впервые и обратил серьёзное внимание на свою Галю, студентку этого же техникума. Всё вроде бы прозаично. У неё всегда был чистый, светлый взгляд на жизнь. Улыбка, которая успокаивала, дарила какую-то уверенность в завтрашнем дне. Главное, я при встрече чувствовал ежесекундную радость. Эту улыбку, добрые весёлые глаза и выбрало моё сердце, как свою судьбу. Незадолго до получения дипломов мы стали мужем и женой… почти сорок лет назад…. К моей радости в этом же состоянии мы и сейчас находимся, — кивнул головой Константин Васильевич, — далее твоё слово, Галина, моя уважаемая супруга….
Галина Васильевна, тоже немного смущённая прилюдным признанием мужа, но удовлетворённая его рассказом, продолжила…
— Это настоящее счастье, когда после стольких лет совместной жизни рядом человек, к которому ты относишься с таким же пониманием и уважением, как в молодости.
Оба мы родились в сельской местности: я в Хохловке, а муж в небольшом хуторе Бруев, что на Смоленщине. С детских лет оба приучены к труду на земле. Мать Кости по профессии была грибоваром. Она работала от заготконторы, собирала так же лекарственные травы. Отец, кроме работы в колхозе, подсачивал смолу из сосён. Этот дополнительный заработок давал большой семье Янченко возможность жить в достатке. Лес был главным кормильцем дружной семьи.
По окончании техникума муж проходил государственную практику в селе Рубежном. Был он, как отличник учёбы, и в Чехословакии, ездил в эту дружественную страну за передовым опытом, знакомиться с высокой культурой земледелия.
Галина Васильевна передохнула и продолжила свой рассказ.
— В начале 80-х годов наша семья стала работать в Хохловке. Константин был бригадиром в полеводстве, я стала хмелеводом. В Климовском районе в то время уделялось большое внимание возделыванию хмеля. Колхоз выделил нам хороший дом, где родились наши дети: дочь Наталья и сын Михаил. Вскоре мой Костя был назначен на должность главного агронома колхоза имени Чапаева, так называлась тогда сельхозартель в селе Хохловка. В эти же годы он без отрыва от производства закончил Брянский сельхозинститут, который впоследствии стал сельхозакадемией…
— Опасаясь за здоровье своих детей, после аварии на Чернобыльской АЭС, — со вздохом продолжила Галина Васильевна, — мы переехали в так называемую чистую зону, в село Новые Юрковичи. Там наша семья прожила шестнадцать лет. Там выросли наши дети, окончили школу и, как говорят в таких случаях, покинули родное гнездо. Наташа окончила в дальнейшем Орловский институт культуры, сейчас работает в детском отделе Климовской центральной библиотеки. Михаил женился на белоруске. Он живёт и трудится в Гомельской области. Я же в силу сложившихся обстоятельств получила второе образование, уже в области культработы. Трудилась библиотекарем, а на пенсию ушла с должности инспектора Сытобудской сельской администрации. Константин работал агрономом и был председателем колхоза в селе Новые Юрковичи.
Так вот и живут в Хохловке супруги Янченко — спокойно, размеренно, в уважении и почёте своих односельчан. По всему видно, что это счастливая семейная пара. И в горе и в радости они находили опору и поддержку друг в друге. Каждый из них уверен, что самое страшное для человека — если его никто не ждёт и он никому не нужен. А посему их тёплый дом всегда рад гостям: будь то родные или просто односельчане. Супруги знают секрет семейного счастья. Свою семью, как подарок судьбы, они оберегают и лелеют. Пусть же и в дальнейшем их ждёт только счастье.
Николай Гордеенко, с. Хохловка