Александр Карнаух и его призвание
Родился Александр Николаевич Карнаух в июле 1941 года в самом начале Великой Отечественной войны, она только набирала обороты. Отца своего Николая Фёдоровича он не помнит, поскольку видеть его не пришлось. Он пропал без вести в 1945 году, где-то под Берлином. Матери в ту пору исполнилось только двадцать шесть лет, но замуж она более не выходила. Эта хрупкая женщина одна «подняла» своих малолетних детей. И, видимо, за это Господь Бог продлил её жизнь до 90 лет. На свидание с ним Екатерина Григорьевна ушла во всеобщем уважении и признательности за свой трудный жизненный путь.
Рос маленький Саша в тяжёлое, голодное время, но детство есть детство. Несмотря ни на что, считает Александр Николаевич, это счастливое время: он познавал жизнь, мир его окружающий. Школа стала для него вторым домом, а возвратившиеся домой учителя-фронтовики — наглядным примером мужества, верности своему долгу. Их жизнь и подтолкнула его к окончательному выбору жизненного пути: он решил стать учителем. Давно решил, ещё в юные детские годы. В 1959 году парень закончил с хорошим аттестатом Чернооковскую среднюю школу. Мать исподволь укрепляла в нём мысль, что в жизни каждый кузнец своего счастья, а не жертва обстоятельств, ведь в собственном невезении можно обвинить кого угодно и что угодно. Александр накрепко запомнил эту материнскую истину и старался не поддаваться различным обстоятельствам и строил свою жизнь, исходя из собственных представлений о добре и зле. Жизненные испытания сформировали его характер, придали ему многогранность и законченность.
Военную службу Карнаух проходил в городе Ташкенте, столице Узбекистана. Во время нее там как раз произошло крупнейшее землетрясение, и город восстанавливала вся страна. Вложил свою лепту в это благородное дело и военнослужащий Карнаух Александр Николаевич.
Начинал работать молодой педагог после получения диплома Новозыбковского института в Каменской восьмилетней школе, там он преподавал физику и математику. В Каменке встретил и свою будущую жену Татьяну Павловну. В 1967 году сыграли свадьбу.
Татьяна Павловна при жизни говорила, что муж дал ей ощущение защищённости, уважение и ту сильную мужскую руку и плечо, на которые в любую минуту можно было опереться и ничего в жизни не бояться. К сожалению, Татьяна Павловна прожила до обидного мало, безвременно скончалась от тяжёлой болезни. Работала она в районном отделе народного образования. У супругов Карнаух есть сын Николай, он военнослужащий.
Александр Николаевич долго горевал по супруге и характеризовал её такими поэтическими словами:
— Моя Таня, как цветок, была открыта добру и свету, она была очень доброй и отзывчивой женщиной, которая привносила в мою жизнь тепло и радость. Затух мой уголёк, долго мне пришлось носить в себе ощущение дикой пустоты. Однако время всё лечит. Нет, я не забыл Таню, но вспоминаю её со светлой улыбкой благодарности за то счастье, которое она мне принесла, за сына.
Будучи учителем, Александру Николаевичу пришлось работать во многих школах района.
— Это те обстоятельства, которые я был не в силах изменить. Работал, куда меня командировали. У многих людей в трудовой книжке лишь одна запись, — с улыбкой констатирует этот уважаемый человек, — у меня же даже вкладыша не хватило, чтобы отметить все места работы: Климовская средняя школа № 1, Климовская школа-интернат, Сачковичская восьмилетняя школа, Плавенская средняя школа, школа в селе Могилевцы, средняя школа в селе Сытая Буда…
Да, это верно. Однако верно и то, что он был сильным учителем-предметником, в районном отделе народного образования был на хорошем счету и его посылали укреплять кадровый состав той или иной школы Климовского района. Так что Александра Николаевича ни в коем случае нельзя назвать «летуном», как говорили о людях, беспрестанно меняющих место работы. В конце трудовой карьеры ему предложили место консультанта в парткабинете. А туда, будьте уверены, отбор производился самый строгий… Человек, как говорится, должен был быть «без сучка и задоринки».
Часовая нагрузка у него в каждой школе была очень значительной, не каждый мог бы её выдержать. Например, в Сытой Буде старший лейтенант запаса Александр Николаевич Карнаух, кроме уроков физики преподавал и военное дело. Он по праву гордится тем, что двое его воспитанников – Павел Михайлович Артюшенко и Василий Владимирович Чернец — стали офицерами Советской Армии.
Карнаух всегда производил впечатление сильного и уверенного в себе человека, чувствовалось, что он нашёл внутренний баланс с жизнью. Немаловажен и тот факт, что Александр Николаевич всегда умело сочетал личное счастье с общественным долгом. Учащиеся слушали его не потому, что боялись, а потому, что уважали. Он понял, что отрицание — это сильная сторона защиты учащегося, а поэтому, никогда не вешал ярлыков своим подопечным, старался не спеша во всём разобраться. Нет, он никогда не был сусальным дедом с рождественской открытки, но всегда был справедлив, честен, и в первую очередь, с самим собой.
Александр Николаевич хороший рассказчик: слушал я, и перед глазами жизнь его проносилась словно кадры кинохроники.
— Кажется, что всё это было как будто вчера, — вздыхает пожилой учитель, — а ведь на дворе уже 2021 год.
Хотя, надо отметить, что к тикающим годам ветеран относится не со страхом, а скорее с любопытством.
Конечно, есть проблемы со здоровьем, но он никогда, грубо говоря, не ноет, не плачется. Ведь все мы когда-нибудь постареем. Однако учитель на этом не акцентирует внимания, наоборот, подвижен, жизнерадостен, общителен. В его глазах лучится мудрость человека, пережившего многое. Ветеран сохраняет любопытство к жизни, оставаясь открытым для диалога. Он всё делает, чтобы не выпасть из водоворота жизни.
Особое внимание Александр Николаевич уделяет до сих пор вопросам народного образования и готов говорить об этом. Его приверженность к линии образования, которая проводилась в Советском Союзе, вполне понятна и объяснима. Да и не соглашаться, спорить по этому вопросу веских оснований нет.
— Какой бы ни была идеологическая составляющая образования в СССР, всё-таки, главным чувством, — делится своими мыслями ветеран педагогического труда, — главным направлением в воспитании патриотов было чувство единения со своей страной. Мы так гордились этим чувством, что порой щемило в груди и мурашки бегали по коже. А теперь…, извините, над всем превалирует лозунг — обогащайся! Во время моей работы в школе, — грустнеет рассказчик, — подумать, представить было невозможно, что когда-нибудь из того, что мы ставили во главу угла, станет что-то ненужным и неправильным, что когда-нибудь будет иначе.
Однако времена меняются независимо от наших желаний. Конечно, я по-стариковски ностальгирую по прошлому, но никак не могу не вспомнить, как было в школе раньше. Давайте вместе вспоминать, — с ноткой вопросительности Александр Николаевич обратился ко мне, — поправьте меня, если буду неправ, хорошо?
— Ну что же, давайте, — согласился я, — заранее зная, что его выверенным, сто раз продуманным вопросам о проблемах образования возразить вряд ли придётся…
— Только тех, кто любит труд, октябристами зовут, — с воодушевлением продекламировал Карнаух. — Многие, рождённые в СССР, знают этот слоган так же, как и слова торжественного обещания юного пионера: «Я, вступая в ряды пионерской организации, торжественно клянусь горячо любить и беречь свою Родину…». Старшие пионеры повязывали нам, ещё минуту назад бывшим октябрятам, алые галстуки, и наши руки взметались в салюте «Всегда готов!».
Чтобы сейчас ни говорили, но для миллионов мальчишек и девчонок нашей страны, — делится Александр Николаевич, — день этот был счастливым, запоминающимся на всю жизнь. Он говорил только о том, что ты уже не ребёнок, что наступает новая, почти взрослая жизнь.
С 14 лет вступали в комсомол. Устав ВЛКСМ зубрили наизусть. Принимали пионеров в комсомол уже не на линейке, а на собрании. Всем, кто достойно выдержал экзамен по уставу, снимали пионерские галстуки и прикрепляли значки. Они-то как раз и были пропуском в большую жизнь.
Нет, я не хочу хаять систему нынешнего образования, но ведь и так видно, что многое в ней требует доработки, хотя бы даже и те самые экзамены. И самое главное, на мой взгляд, утеряна связь поколений. Старое убрали, а новое… надо ещё выработать. Единообразие учебных программ, мне кажется, не такая уж плохая задумка. Во всяком случае, исключается ситуация, которая описана в басне Крылова о лебеде, раке и щуке…
Александр Николаевич ещё долго анализировал состояние нынешнего народного образования в стране, заодно вспоминая и флагманов Советского образования в нашем районе: Третьякова Александра Степановича, Солдатенко Василия Романовича, Коваленко Феодосия Степановича, Чубченко Тамару Николаевну и многих, многих других…
Приближаясь к эпилогу повествования, ветерану был задан традиционный вопрос:
— О чём вы жалеете, что не сбылось в вашей жизни?
Учитель без заминки ответил:
— Об одном только — что не смог получить музыкального образования. У нас в роду Карнаухов почти все обладали музыкальным даром: кто-то играл на балалайке, кто-то на гитаре, баяне, гармошке… Предлагали мне ехать учиться в Калугу.., тогда не за что было, да и мать не хотелось оставлять.
Заканчивая очерк, только скажу, что Александр Николаевич Карнаух прожил достойную жизнь, каждый день которой был наполнен трудом, заботой о воспитании достойной смены граждан нашей великой страны — России.
Николай Гордеенко, член Союза журналистов России
Газета «Авангард» №15 (10 658)