Суеверия и мистика в судьбе Александра Пушкина
Практически каждый житель нашей страны с самого раннего детства знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Современный слоган «Пушкин – наше всё» наглядно говорит о том, что роль классика русской литературы в нашей жизни велика. Кажется, что о нем известно уже все. Во всяком случае, мне, посвятившему свою жизнь пропаганде лучших образцов мировой классической литературы, так представлялось…. Самонадеянность и излишняя самоуверенность…
В последнее время в ряде периодических изданий появились публикации, позволяющие посмотреть на великого поэта и писателя земли русской с иной точки зрения. Все мы часто думаем о Пушкине, как об иконе литературного стиля, совсем забывая о том, что Александр Сергеевич, хотя и гений, но в первую очередь человек, с присущими роду человеческому суевериями и мистикой. Врядли кто-то станет отрицать тот факт, что Пушкин для своего времени был просвещеннейшим человеком. Вместе с тем, уважая обычаи своего народа, он с предельным вниманием относился к народным суевериям, проявлениям мистического начала, не напрасно полагая, что, раз предки замечали какое-то влияние на судьбу тех или иных обстоятельств, то почему он должен их игнорировать?
Назову лишь некоторые суеверия, в которые свято верил писатель. Он покидал комнату, если в ней собиралось 13 человек. Ни в коем случае не жал поданную через порог руку. Не зажигал одновременно три свечи, не считал возможным кому-то дарить кратное двум, четырем и т.д. количество цветов. Побаивался черных кошек и баб с пустыми ведрами, встречи, причем случайной, со священником… Этот список можно ещё долго перечислять, указывая «верные» приметы, которые сулили неприятности. Вместе с тем Александр Сергеевич часто посещал знаменитых прорицательниц, например, известнейшую в Европе в свое время ясновидящую Шарлотту Кирхгоф. Она и предсказала ему раннюю, на 38 году, гибель от человека на белом коне. Понятно, что Пушкин встревожился и думал об этом предсказании очень часто. Он попросил свою сестру Ольгу взглянуть как-то на его ладонь. Сестра взглянула, побледнела и заплакала, сказав при этом:
— Саша, ты рано умрешь.
Подобное же заключение он получил и от старого грека в Одессе.
Пушкин, как мог, оберегал себя от судьбы, которую предсказывали ему не однажды: не садился на белых коней, покинул масонскую ложу, узнав, что одним из преобразователей тайной ложи является Адам Вайсхаупт (переводится на русский как белая голова). Он избегал блондинов. Но… недаром же говорят, что от судьбы не уйдешь…. Всем известно, что погиб поэт от пули Жоржа Дантеса, блондина, который ездил на белом коне, случилось это 27 января 1837 года.
Не лишним будет сказать, что Пушкин мог бы погибнуть ранее, когда произошло восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году, если бы Александр Сергеевич не был бы таким суеверным. Он разделял взгляды декабристов, почти со всеми был знаком.
Вопрос: почему же он не оказался рядом с ними в трагический день? Ответ до банальности прост… Заяц… Пушкина спас обыкновенный заяц… Когда поэт получил срочное известие из мятежного Петербурга, то тот же час приказал заложить карету и направился в «эпицентр» событий. Это был очень смелый поступок с его стороны, поскольку опальному поэту запрещено было покидать место ссылки — село Михайловское.
Уже через годы Пушкин вспоминал: «13 июля 1826 года я видел страшный сон: будто бы выпали у меня один за другим пять зубов». Именно в ночь 13 июля в Петербурге казнили четырех организаторов восстания. Напомню, что это были Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин.
С годами мнительность Пушкина только росла. Было много мистических совпадений в его судьбе, но поэта как бы преследовала цифра 6. Судите сами: рост его был 166 см, дата рождения – 26 мая (по старому стилю), а поновому – 6 июня. Шесть лет учился поэт в Царскосельском лицее. В первую ссылку отправился 6 мая 1820 года, 6-го же мая 1830 года помолвился с Натальей Гончаровой. И это не все. Шесть лет поэт был в изгнании, спустя шесть лет после смерти своего друга Дельвига погиб и сам. Да, с женой он прожил неполных шесть лет. И самое удивительное, что в день смертельной дуэли на его пальце блестел перстень с камнем сердоликом. Этот же камень, в откровении Иоанна Богослова, назвали шестым.
Часто возникает вопрос: понимал ли А.С. Пушкин неотвратимость предстоящей смерти? Видимо… да, скорее всего.
Вспомните самое мистическое его произведение «Пиковая дама». Тройка, семерка, туз…. Это ведь 1837 год, так как туз здесь равняется единице.
Все мы со школьной скамьи помним, что брак с Натальей Гончаровой стал для Пушкина долгожданным счастьем. Не знали только того, что графиня Долли Фикельман, известная в Петербурге предсказательница, однажды прорицала Пушкину – «Тебя погубит твоя жена».
Приметам и картам Пушкин верил, но не стал считаться с мнением графини, хотя счастье супружества и омрачалось для поэта множеством дурных знаков.
А тут еще и теща! Она, как говорят, помотала нервы будущего зятя. Сначала не давала согласия на брак Натальи, объясняя это тем, что еще не пристроены ее старшие дочери. Потом заявила, что у нее (графиня же, как в это поверить?) нет кареты для того, чтобы ехать в церковь. До этого свадьбу откладывали несколько раз. Пушкин организовал все сам, проглотив обиду. Во время бракосочетания поэт уронил кольцо, нечаянно с аналоя сбросил Евангелие с крестом. «Один знак хуже другого» — шептал по-французски Александр Сергеевич. В конце в руках у него погасла венчальная свеча. Пушкин и вовсе сник: брак не сулил ему ничего хорошего, судя по приметам.
А дальше в его судьбе случилось то, что мы отлично знаем. Пушкин вызвал на дуэль Жоржа Дантеса, который был белокур и ездил на белом коне. Все как под копирку, сказанное Шарлоттой Кирхгоф. Пушкин не написал завещания, а это считалось дурной приметой. Он снял перед дуэлью кольцо с бирюзой, подарок Павла Нащокина, а ведь подарок был на руке литератора на всех предыдущих дуэлях, как оберег от насильственной смерти. В час дуэли на пальце поэта был перстень с сердоликом, подарок жены, как верная защита…. И что?
Только и остается сказать, что от судьбы не уйдешь…
Как отступление, хочется сказать, что в советские годы принято было быть атеистами. Власти предпринимали всяческие меры для борьбы с суевериями.
Одно следует помнить: не стоит искать логики в приметах. Верить или не верить в них личное дело каждого. Однако иногда, как в судьбе Пушкина, мистические совпадения озадачивают, не зная, как на них реагировать. Мы и говорим – от судьбы не уйдешь…
Николай Гордеенко