Николай Гордеенко: Верю в нашу газету
I
Исходя из того факта, что чтение, как ни крути, процесс в какой-то степени интимный, его буду придерживаться и я. Пусть это замечание прозвучит как извинение перед вами, уважаемые читатели, поскольку, как одному из постоянных авторов газеты «Авангард», приходится довольно часто опираться на свой личный опыт, да и в голове постоянно вертится школьная присказка «Я — последняя буква в алфавите», однако по другому тут нельзя никак.
II
Большую часть жизни мне пришлось провести в небольшом, удивительном по красоте природы поселке Великий Гай Сытобудской сельской администрации. Почтальон Людмила Романович курировала этот поселок: проще говоря, он был её доставочным участком. При всем при этом она моя кума. Поэтому очень часто газеты, журналы, денежные корреспонденции она доверяла доставлять адресатам мне: сама женщина жила в начале Сытой Буды, а это примерно 2,5-3 километра от поселка. Может это и не совсем законно, но повторяю, что все было основано на личном доверии. Кстати, за все эти годы не было никаких нареканий и жалоб.
III
Да… все это ладно. Я ранее писал в «Авангард» о старичках Соломенник, которые всю жизнь прожили в поселке Великий Гай. Они были очень дружны, жили мирно, без скандалов, но очень разные по характеру. Одно неистребимо было в супругах — это любовь к нашей районной газете «Авангард». И за то, кто будет первым читать свежий номер газеты, каждый раз образовывалась небольшая свара.
Примерно к шести часам вечера, а это время доставки корреспонденции в поселок Великий Гай, супруги усаживались на лавочку возле дома и ловили момент удачи: кому первому в руки попадет свежий номер газеты. Мария Михайловна — супруга, как более мобильная и быстрая, начинала в момент ожидания выискивать в отношениях какие-то мелкие несогласия и в конце концов добивала супруга такими словами:
— Вот подожди, аспид! Соберусь да напишу в газету «Авангард» про все твои хитрости и проделки. Пусть припекут тебе за это.
Она таким образом стращала супруга, полагая газету высшей арбитражной организацией. Мария Михайловна отвлеченно напевала частушку, видимо, придуманную самой:
Говорила я подруге
на высоком берегу,
Что без новой юбки обойдуся —
Без «Авангарда» — не могу!
Сама же зорко посматривала в сторону приближающегося почтальона.
Николай Андреевич — супруг, не выдерживал такой осады, сдавался. Он был тихим, работающим человеком. Прошел всю войну, видел тысячи смертей, а тут пасовал…
— Ладно, Маня, ладно… читай, ты первая: только про себя, без твоих комментариев, я как-нибудь без них обойдусь…
И это чистая правда, мне не раз приходилось быть участником таких стычек. Было совершенно понятно, что за мужем нет никакой вины, супруга просто нагнетает обстановку в свою пользу.
Я никак не мог понять, в чем заключалась их распря? Какая в конце концов разница, кто станет первым читать газету, муж или жена.
Сейчас, с высоты своих прожитых лет, стал понимать, насколько высок был авторитет газеты. Надеюсь, уверен, что престиж издания ни на йоту не упал и сейчас. Просто раньше газета на своих страницах часто выступала как третейский судья, отвечая на те или иные жалобы трудящихся. Вот такие рассуждения приходят мне на ум в первую очередь, когда думаю о месте «Авангарда» в жизни нашего района.
IV
Хочу отметить, что в описываемое мною время тираж газеты доходил до 12 000 экземпляров. Не было, даже в селе, такого учреждения и семьи, которая бы не выписывала «Авангард». Наша сельская библиотека получала, например, три экземпляра газеты: один на вечное хранение, два других — для текущей работы. Сейчас тираж газеты упал до 5 000 экземпляров, но и население уменьшилось до 25 000 человек. Так что показатель тиражности при таком количестве жителей, думаю, не так уж и плох.
V
Газета всегда помогала и помогает разобраться в реалиях дня сегодняшнего на Климовской земле и не только. Она не дает выпасть из ритма жизни края. Выполнив свою информационную миссию, газета еще некоторое время служит для тех или иных утилитарных целей. Однако дома у каждого есть те или иные понравившиеся ему номера. Передо мной лежат, например, подшивки «Авангарда» с 1983 года, объясняется это, скорее всего, профессиональными целями: целая гора — и они мне время от времени требуются. Отрадно, что наша районка всегда оперативно откликается на каждое важное событие не только в нашем и соседних районах, но и в стране в целом. И, конечно же, в центре публикаций люди: почти в каждом номере рассказывается о судьбах замечательных людей, и не только района.
VI
Опрос, проведенный мною среди части жителей села Сытая Буда, только подтвердил, что подавляющее число жителей села положительно оценивают усилия коллектива «Авангарда», их работу. Если учесть тот факт, что большинство жителей села ничего кроме районной газеты не получают, становится понятна роль газеты в политическом и экономическом просвещении подписчиков. Практически все респонденты старше 60 лет положительно оценили улучшения качества и дизайна газеты.
VII
В восьмидесятые годы прошлого века принцип работы коллектива «Авангарда» строился, мне кажется, на иных началах. У редакции было достаточное количество помощников, я вот так сразу не могу и посчитать сколько. Их называли по-разному: селькоры, рабкоры, общественные корреспонденты. Такие были практически в каждом селе.
Главный редактор нас всех время от времени собирал на совещание еще в старое здание редакции на улице Калинина. Ставил какую-то стратегическую задачу на определенный период времени, мы старались её выполнить. Не могу без душевного волнения назвать имена М. Разомасова из Лакомой Буды, Л. Таранухо из Шумилловки, В. Кравченко их Хоромного, И. Пинчук из Старых Юрковичей, И. Лопатко и В. Ломако из Чернооково, И. Белова из Чурович, С. Руденко из Новых Юрковичей и многих других. К сожалению, некоторые сейчас уже за гранью бытия, но их имена время от времени вспоминаются. Что же касается села Сытая Буда, то у нас был Соломенник Стефан Иванович. Он начал сотрудничать тогда, когда наша районная газета носила название «Колхозный путь», немало его заметок и в объединенном Новозыбковском «Маяке».
Не одно десятилетие его материалы печатались и в «Авангарде». Его творческим методом были небольшие заметки на злободневные темы. В этом январе Стефану Ивановичу исполнилось бы 110 лет. Не было ни одного более или менее значимого события, которое он не отразил бы на страницах газеты «Авангард». Он был, как бы сейчас сказали, «железный коммунист». Честный, трудолюбивый человек, очень принципиальный и требовательный особенно к разгильдяям, лодырям, всем тем, кто по его мнению мешал строить новую жизнь. Отсюда некоторая его аскетичность в жизненном укладе. Он был большим библиофилом. В Сытой Буде до сих пор проживают его праправнуки Сергей и Евгений, есть уже даже прапраправнучка. Меня постоянно мучает одна мысль: что бы сказал Стефан Иванович о сегодняшнем дне нашей страны? Да… вопрос ещё тот.
XIII
Наш «Авангард» в разные годы возглавляли замечательные люди. Я стал селькором при ветеране Великой Отечественной войны Подобном Алексее Михайловиче. Работал и при умнейшем Николае Савельевиче Смолянкине. Довелось мне трудиться и при Ермаченко Иване Ивановиче. Кроме того, что он был отличный руководитель коллектива, Иван Иванович писал отличные стихи:
Если дать струне ослабнуть —
Заиграет ли она?
Если вдруг забыть про храбрость —
Впереди всегда стена.
Если грусти опасаться, —
Радость будет ли в судьбе?
Если в двери не стучаться —
Кто откроет их тебе?
Чем не классика? Он, к сожалению, очень рано ушёл из жизни.
А Александр Николаевич Ковалевский? По-моему, он ни в чьем представлении не нуждается. Это настоящий русский интеллигент, которых сейчас очень мало.
Хочется поздравить с 90-летием коллектив редакции газеты «Авангард» и пожелать им ежедневных новых находок на их благородном поприще.
С праздником вас, дорогие читатели, с юбилеем нашего любимого «Авангарда»!
Николай ГОРДЕЕНКО,
член Союза журналистов России, с. Сытая Буда