Более ста кукол можно увидеть на выставке в музее Климовского района
В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» сотрудники климовского музея Дружбы народов провели презентацию выставки «Жили-были куклы». Первыми побывали на выставке и стали участниками презентации пенсионеры Климовского района. Организовали экскурсию представители СФР и сотрудники музея.
Гостям музея было представлено более 100 кукол. Уникальные авторские тряпичные куклы Светланы Ивановны Лигиновой очень просты, но невероятно позитивны и душевны.
История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней и до конца жизни. С давних времён и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребёнка и оригинального декора для интерьера.
Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Тряпичные фигурки встречались ещё у славян Древней Руси, причём они участвовали во многих ритуалах и обрядах. Без куколки не проводили свадебные и похоронные церемонии, вместе с ними начинали посевные и уборочные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.
Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная куколка. Этих куколок берегли: вырастает девочка, становится мамой, кукла передается дочке по наследству. Тряпичные куклы жили в каждой семье, в некоторых домах их было много, к ним относились с большим почтением.
Куклы делали из того, что попадало под руки: из веточек, травы, соломы, обрывков ткани, ленточек и бусин. Просто так, от безделья, этим не занимались. Для создания тряпичной или соломенной фигурки обязательно нужна причина. Глазливые соседи, частые болезни ребёнка, скандалы дома, ссоры – всё это служило поводом для изготовления оберега. Такие куколки-ляльки назывались обережными.
Но были и другие — обрядовые куклы. Их не использовали каждый день, доставая только по праздникам, либо они участвовали в каких-то ритуалах или обрядах.
Изготовление кукол считалось сугубо женским занятием. Мужчины не могли даже смотреть на сам процесс.
Куклы должны быть безликими. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя (через глаза) и творить зло, кроме того, такая кукла не может быть двойником человека, поэтому обережным куклам не давали человеческие имена. Эта куколка без лица не будет вредить человеку, в неё не вселится злость.
Каждая куколка делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю, свой обряд изготовления, своё место.
Почему среди тряпичных кукол мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость кукол крепится на жесткой, крепкой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имеется мужская суть, скрытая глубоко внутри.
Куклы, представленные на выставке, создают настроение, заряжают позитивом, несут радость, тепло! И при этом бережно сохраняют традицию народной русской куклы.
0+
С. Лигинова, младший научный сотрудник Дружбы народов музея