Рассказываем об Истопских легендах
Сегодня мы совершим путешествие по тропинке народной памяти. Русский народ таит в себе много легенд, былей, сказаний, обрядов. Есть такие интересные, порой неправдоподобные истории и на нашей истопской земле. Было это или не было — никто не знает. Но истории эти передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Узнала я эти удивительные рассказы от старожилов нашего села, когда работала над историей села Истопки. Хотите верьте, а хотите нет…
И первая наша остановка — это история названия «Храмец», место, расположенное на юге села Истопки, рядом с сельским кладбищем. В советское время там были колхозные постройки.
Любопытна история этого места. Как же произошло название «Храмец»? Старожилы рассказывают, что там была расположена первая в селе церковь, предположительно Георгия Победоносца.
Находилась она была, как и все церкви, на возвышении. Упоминание о ней сохранилось в Румянцевской описи.
«Румянцевская опись» — перепись населения, с его движимым и недвижимым имуществом, произведенная в Малороссии по распоряжению графа П.А. Румянцева, на основании инструкции, данной ему императрицей Екатериной II при назначении на должность малороссийского генерал-губернатора.
Храмовая постройка была деревянная, и сделана без единого гвоздя. Отсюда и название этого места — Храмец. Можно допустить, что фамилия Храмцовы появилась от этого места. Так как у нее такой же корень в слове — храм. Легенду о судьбе этой церкви я узнала от жительницы села М.Г. Медведевой. Ей рассказывала ее бабушка. Говорят, что во время праздничной службы храм ушел под землю вместе с прихожанами и служителями церкви. И потом частенько детишки прибегали на место храма во время двунадесятых праздников. Приложив ухо к земле слышали из-под нее пение церковного хора и звон колокола.
Двунадесятные праздники. Их двенадцать — двунадесять (от древнеславянского «два на десяти») праздников, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
На том месте до сих пор сохранилась воронка. Утверждали, что церковь была между поселком Нивики, которого уже давно нет на карте и селом Истопки. Так ли это, узнать уже невозможно, документально не подтверждено. Есть версия в Черниговской летописи, что церковь сгорела дотла. Считается, что произошло это из-за подмыва почвы блуждающей криницей, которая искала себе выход на поверхность земли.
В Истопках сохранилось семь мест, где эта криница выходила на поверхность. Через все Истопки и возле новых домов пролегал ее путь. В результате своего «путешествия» она все же нашла окончательное место. Расположено оно за лесом, возле дороги на п. Ладейное и «Чайное». Еще в 90-х годах прошлого века можно было испить ледяной водицы из этого источника. Но без должного ухода криница пропала. В настоящее время криница ушла и из этого места.
А теперь пройдем по улице Октябрьской, в прошлом Городок (об истории улиц мы узнаем в следующем путешествии), и выйдем в центр села. В настоящее время на этом месте выстроена школа. А в 1802-1835 на средства Рубцов была построена каменная Троицкая церковь. Старожилы утверждают, что церковь была трехпрестольная. Считалось, что она была самой высокой и красивой в округе.
Очень жаль, что не сохранилось изображение этого храма. По рассказам очевидцев, видевших ее, был создан рисунок Троицкой церкви. Некоторые сельчане утверждают, что фотография этого храма есть у выходца из нашего села, который, со слов родственников, проживает в Чеченской Республике. Рассказывают, что с колокольни был виден Новозыбков. Удивительно красив был крест на церкви. Делал его по заказу мастер из посада Елионка. Опрашивая старожилов, удалось восстановить словесный рисунок этого креста. Так же, со слов жителей, была нарисована сама церковь.
Возле церкви были захоронения священнослужителей и богатых жителей села. Кладбище это было отведено для зажиточных состоятельных усопших и было очень большим. Но в 70-х годах прошлого века на нем построили дорогу Климово—Стародуб. При выравнивании грунта вскрывались бульдозером склепы из красного кирпича и останки захороненных.
И вот другая быль, рассказанная очевидцем, связанная уже с Троицкой церковью. При проведении коллективизации церковь закрыли. Приспособили ее под склад для картофеля и зерна. По наряду пришли работники для того, чтобы очистить церковь от утвари и выбросить из подземных склепов захороненных в них богатых владельцев истопских земель.
Рассказывают, что открыв один из склепов, обнаружили тело молодой светловолосой девушки в богатых, парчовых одеждах. Но все это моментально рассыпалось в прах. Раздался хлопок, и все испарилось при поступлении туда воздуха с поверхности. Конечно, это напугало присутствующих рабочих. Все решили, что это была не просто девушка, а приближенная к высшим силам. Все в конце концов убрали, сожгли гробы, выбросили и сожгли иконы, кирпич пошел на фундаменты, а в погреба был засыпан колхозный картофель. Священник Лахмытко был обвинен во вредительстве и расстрелян. Служба в Троицкой церкви была прекращена. И только во время оккупации 1941-1943 г.г. немецкие офицеры открыли церковь и разрешили совершать церковные службы. При отступлении немцы сожгли церковь 22 сентября 1943 г. От церкви остался каменный остов. В 1948 году началось строительство школы, и остов церкви был разрушен. Кирпич от церкви использовало население для строительства печей. Часть кирпича ушло на строительство фундамента школы. Щебень пригодился на строительство дороги к мосту от Истопок до Бабков. Церковный фундамент остался в земле, так как он состоял из крупных валунов, заложенных в основание для кирпичной кладки основного здания церкви.
Следующий эпизод — быль иль небыль. Опять же со слов старожилов это произошло в барском доме. В ХIХ — начале ХХ века (до 1917 года) в Истопках имелись летние дома-комнаты несколько состоятельных, богатых и не очень жителей. Это Гусевы, Самбуровы, польские дворянки, сестры Вербицкие (1850 г.) а также польские дворяне Понаревские, братья Меркул и Яков Комаровы (владельцы хутора Разоры), Путята, Гарбузы, П.А. Карнаух.
До этого село Истопки, как и вся округа, принадлежало братьям Рубцам. У кого-то были имения, а у кого-то только летние дачи, куда братья приезжали на лето отдыхать. Стоял такой летний домик рядом с Троицкой церковью. Установить фамилию владельца уже не представляется возможным. Был ли это барин Гарбуз или кто-то из Самбуровых? На этот вопрос никто уже не даст ответа.
В одном летнем доме произошел печальный случай. Дочь богатого хозяина полюбила крепостного. Конечно, папенька был против такой неравной связи и категорически отказал дочери в ее желании соединить свою судьбу с молодым красавцем — крепостным. Хозяин от глаз подальше отдал парня в рекруты, а тогда служба в армии была 25 лет. От печали и тоски по любимому девушка рассталась со своей жизнью. Не могла она пережить расставания. Отец был потрясен таким исходом. Оставшись один в этих комнатах, он прожил недолго. Ушел вслед за непокорной дочерью. Была версия, что он застрелился. И пошла об этом доме дурная слава. Говорили, что там происходит что-то противоестественное. Молодежь вечерами собиралась на гулянья и, проходя мимо этого дома, стала замечать, что плывет сама по себе зажженная свеча по комнатам, хлопают двери, как будто ходит кто-то. Слышали, будто кто-то невидимый играл на рояле. Не всякий смельчак мог зайти в опустевшие панские комнаты. Все это можно отнести к выдумкам, но давайте поверим рассказчику. Ведь эту историю пересказывали несколько поколений. Легенда жила и передавалась из уст в уста.
Из-за этого наследники не могли продать дом. Стоял он и разрушался. После революции его разобрали на хозяйственные нужды. Постройка там точно была, так как, разрабатывая огороды, люди находили и монеты, и разбитые керамические и стеклянные изделия. Очень интересные попадались изразцы заборов и камина. Сохранился и барский погреб.
Мы перелистнули только несколько страниц из истории нашего села, познакомились с его легендами и поверьями. Как я говорила, это лишь частичка нашей памяти. Порой спорная, и поэтому особо интересная. Кладовая памяти приоткрыла нам двери, а новые легенды мы узнаем в следующий раз. Надеюсь, мы услышим от наших жителей и другие истопские сказы.
Марина Клепчинова