С 80-летием Владимир Гуторов!

15 марта 2022, 15:00 | Общество 19

Есть люди, общение с которыми создает позитивный настрой, вызывает потребность знакомство непременно продолжить. Таков и Владимир Гуторов — ​журналист, фенолог, краевед. Ежели вы вознамеритесь его проведать, никогда нельзя быть уверенным, что беседа ...

Есть люди, общение с которыми создает позитивный настрой, вызывает потребность знакомство непременно продолжить. Таков и Владимир Гуторов — ​журналист, фенолог, краевед.
Ежели вы вознамеритесь его проведать, никогда нельзя быть уверенным, что беседа не прервется телефонным звонком или внезапным появлением очередного гостя. Владимир Николаевич в силу своей общительности, открытости стал для многих советчиком, другом. Иные запросто заходят, чтобы справиться о здоровье, поделиться новостями, узнать его мнение по тем или иным вопросам.
Еще с улицы распознать расположение его квартиры — ​проще простого. Особенно в студеную пору. Все окна её увешаны птичьими столовыми — ​кормушками. Свист и гомон, чириканье крылатой гвардии, кажется, лишь воодушевляют хозяина, который постоянно хлопочет, стараясь защитить, уберечь от бескормицы новоявленных постояльцев. Он словно молодеет на глазах, когда, увлекая за собой к окну, раскладывает перед тобой результаты своих наблюдений за пернатыми. Вон тот непоседа воробей похож повадками на отца-командира. А скромная пара синичек отличается какой-то деликатностью, опрятностью.

Дивишься фенологической зоркости давнего друга, заряжаешься трепетным отношением к братьям своим меньшим, которое и есть часть его почитания, восхищения и любви ко всему живому, к родной природе.
А возникла эта привязанность, зародилось чувство родной земли на его отчей сторонке — ​на Стародубщине, в лесном ее уголке. Поселки Заря, Малиновка, деревенька Азаровка, где в школе учительствовала его мама, вот место силы нашего юбиляра. Именно там пробудилось у подростка желание поделиться с другими скромными наблюдениями за тем, что происходит в округе, в стороне от городской суеты.

И вот он в двенадцать лет отправляет свою первую корреспонденцию в редакцию районной газеты. А там… её публикуют. И всё. На всю оставшуюся жизнь прикипел Владимир к печатному слову, доверившись его возможностям влиять на перемены к лучшему.
На его долю выпадает немало таких испытаний, что способны были сломать кого угодно. Совсем юным он на долгие-долгие месяцы оказался прикован к больничной койке. Ему удалось выстоять, не пасть духом в борьбе с тяжелой болезнью.
Учеба в сельхозшколе, сельхозтехникуме — ​это возможность овладеть новыми знаниями, навыками в деле рачительного хозяйствования на земле.

Но всё перевешивает желание служить газетному долгу бескорыстно, до конца.
В климовский «Авангард» его взял с собой редактор стародубской районки Иван Кузьмич Бабушкин, которому поручили сформировать коллектив газеты во вновь возобновленном районе.
В ту пору рядом оказались такие мастера пера, как Евгений Ковалев, Степан Юрков, Сергей Толкачев… Было у кого учиться, сохраняя собственную интонацию.
Но шлифовал профессиональный уровень, расширял горизонты знаний Владимир Николаевич в Высшей партийной школе города Горький (Нижний Новгород).
По завершении учебы его назначают редактором газеты во
Мглин. Как человек уже достаточно опытный, Гуторов отдает отчет в том, что никому еще не удавалось решать сложные задачи в одиночку. Газета только тогда будет пользоваться авторитетом у читателей, когда за ее выпуск берется коллектив единомышленников, с творческой искрой.

Владимир Николаевич не жалеет ни сил, ни времени, чтобы сплотить вокруг себя, привлечь к совместной работе людей одаренных, поцелованных Богом.
Чутье на поиск талантов его не подводит, когда рядом оказывается мало кому тогда известный начинающий поэт Владимир Подлузский, уроженец Унечского района. Своими яркими публикациями он сразу же заявил о себе. При всем том сколько же внимания, заботы, опеки потребовалось от редактора, чтобы огранить особый дар молодого коллеги.
А затем, когда Гуторову поручат возглавить коллектив районки в Гордеевке, он возьмет Подлузского с собой, позаботится, чтобы ему там выделили жилье.

Со времнем Владимир Всеволодович расправит крылья. Его пригласят работать в газету «Аргументы и факты». Но настоящая известность придет к нему как к поэту.
Лауреат престижных литературных премий имени Есенина, «Щит и меч Отечества», автор уникального романа в стихах «Тарас и Прасковья», чьи стихи вошли в «Антологию русской поэзии XXI века», до конца своих дней (он скончался в ноябре 2020 года) выражал искреннюю признательность за заботу и поддержку Владимиру Николаевичу. На страницах ведущих, толстых журналов страны в статьях, эссе называл имя Гуторова как человека, которому многим был обязан на начальном этапе своей литературной деятельности.
Столь же искренне, от всей души неизменно благодарит своего бывшего редактора и Людмила Максимова (Жигалкина). Сейчас она живет в Омске, являясь шефом солидного журнала «Сибирь и Я».

Но школу Владимира Николаевича вспоминает с теплом в душе.
Отзывы подобного рода дорогого стоят.
…Лет сорок назад, в канун проведения в коллективных хозяйствах района отчетов и выборов, проводились собрания по бригадам. Бабушкин поручил мне осветить ход одного из подобных.
Выбор пал почему-то на бригаду весьма отдалённую — ​в поселке Забрама Каменскохуторского сельского Совета. Надо так надо. Но вот незадача: пока я справлялся с другими делами, рейсовый автобус уже ушел. О том, чтобы просить выделить редакционный «газик», речи быть не могло — ​должностью не вышел.

Было отчего прийти в отчаяние — ​за срыв задания отделаться выговором посчиталось едва ли не за удачу.
Бреду по улице сам не свой. Тут и повстречался Владимир Николаевич.
— Рано киснуть начал, — ​это он мне. — ​Ситуация вовсе не безнадежная.
Тут же увлек за собой. Выгнал из дощатого гаража старенькую мотоколяску.
— Если в ней поместимся, значит полдела сделаем, — ​прервал мои сомнения уже в зародыше.

Молодым нашим читателям не довелось встретить на дорогах транспорт подобного рода.
Одноцилиндровый, двухтактный мотор на базе мотоцикла ИЖ, установленный на мотоколяске-«микробе», не позволял ей развивать сколько-нибудь приличную скрость. Да этого и не требовалось. Техника эта выдавалась по линии отдела социального обеспечения людям, в том нуждающимся. Полагалась она и Гуторову. Во всяком случае на небольшие расстояния передвигаться на мотоколяске было безопасно. Выдержит ли далекое да по бездорожью?!

Но всё обошлось. И до места добрались вовремя, задание не сорвалось. И обратно вернулись без больших приключений, хотя уже было ближе к полуночи.
О том происшествии Владимир Николаевич помнит уже едва ли. А вот мне не забыть никогда. Не часто встречаешь подобное участие — ​потому и ценишь.
Другой пример — ​недавний. Каким-то образом Гуторов узнал, что тяжело заболел сын у одной из бывших его сотрудниц, давно покинувшей Брянщину. Тот нуждался в препарате, которого достать не могли.

Владимир Николаевич приложил всевозможные усилия, приобрел требуемое и немедленно выслал людям.
Я намеренно сопоставляю факты из далекого уже прошлого и нынешний только затем, чтобы выявить очевидное: готовность прийти на помощь другим у Гуторова в крови. Он совсем не меняется с годами в этом плане.
Вот уже действительно: Владимир Николаевич — ​человек своей эпохи. Той, когда во главу угла ставили общественные интересы перед личными. Когда взаимовыручка представляла собой норму в отношениях между людьми.

Как маститый газетчик, наш юбиляр владеет острым пером, у него нет боязни перед темой, за которую другие опасаются браться.
Но главная его привязанность — ​наша родная русская природа. Тут у него конкурентов немного.
Не раз доводилось слышать от главного редактора областной газеты «Брянские факты»:
— Получили зарисовку от Гуторова, ставим в ближайший номер. У него свой читатель, он интересен многим…
Еще бы. Наш земляк верит в целительную силу природных богатств, соглашается с поэтом, который утверждал:
«Не зовите докторов
Вы из поликлиники,
А ищите докторов
Где-нибудь в малиннике».

Конечно, я делаю тут вывод чересчур упрощенный. Действительно, Гуторов не обходит вниманием возможность указать на лечебное воздействие тех или иных растений, деревьев, ягод, цветов. Да и было бы странным пройти мимо очевидного.
Но лично мне, как читателю, в его публикациях особенно дорог тот лиризм, поэтическая интонация, которую не заметить нельзя.
Чтобы быть понятнее, позволю себе процитировать короткий отрывок-зачин из его зарисовки-новеллы «Береза белая»:
«…Давно это было, несколько десятков лет назад, в детстве. Многое забылось за прошедшие годы, но только при упоминании этих двух слов — ​«береза белая» — ​перед глазами встает, как наяву, картинка. Весна. Март. Много солнечного света, голубое-голубое небо. Тает снег, бегут по дороге звенящие ручьи. А на березе возле нашей избы поет, захлебываясь от радости, скворец. Скворечник смастерил и прикрепил на березе я — ​школьник. Рядом с деревом стоит в фуфайке и слушает песню скворца моя мать-старушка. Её лицо светится радостью от приближения весны».

И далее — ​столь же исповедальный тон зарисовки-новеллы. Мы понимаем — ​перед нами гимн во славу дивного явления природы — ​березы белой…
Всегда убеждал Владимира Николаевича собрать воедино и опубликовать подобные зарисовки-откровения под общей обложкой. А название книги ему дарю. Оно вынесено здесь в заголовок.
О многом хотелось бы рассказать еще. Что-то вспомнить. Что-то обсудить. Оставлю это на будущее.
Владимир Гуторов состоялся как журналист и как личность. Пожелаем ему здоровья и творческого долголетия.
Александр Ковалевский, член Союза журналистов России (СССР), заслуженный работник культуры Брянской области

Газета «Авангард» №10 (10 705)


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить