Николай Гордеенко: неделя из девяти дней
Все мы пользуемся календарём. Знаем, что год состоит из 12 месяцев, а неделя из семи дней. Нам даже на ум не приходит тот факт, что могло быть совсем по другому…
В 1918 году большевики ввели в обиход григорианский календарь (от имени Папы Григория XIII). Хотя до этого года Россия жила по юлианскому календарю (от имени Юлия Цезаря). Этот календарь менее точен и не учитывает, что в году не ровно 365 дней, а 365,25. Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю. Считается, что юлианский календарь ввел на Руси Петр I. Так, да не совсем… До Петра I пользовались византийским календарем, вернее летоисчислением, которое называлось Великий индиктион. Он отличается от юлианского календаря тем, что летоисчисление ведется не от Рождества Христова, а от сотворения мира, Новый год же тогда наступал 1 сентября. Царь приказал 7208 год от сотворения мира считать 1700 от Рождества Христова. Заодно царь-реформатор повелел праздновать начало нового года 1 января, как во всех европейских странах.
Почему он выбрал не григорианский, а юлианский календарь, сказать трудно. Всё-таки по Великому Индиктиону Русь жила с 988 года. Тут следует уточнить, что древние славяне вместо четырех, как сейчас, знали всего три времени года: зиму, весну, осень. Все эти три месяца назывались — лето. Когда летописцы писали «в лето такое-то» имелось в виду год такой-то.
Каждое время года делилось на три месяца. То есть в году должно быть всего 9 месяцев. При этом все равно получалось 365 дней. Нечетные месяцы насчитывали 41 день, четные — 40. Если перевести на понятные нам даты, год начинался 22 сентября, в день осеннего равноденствия. За шестнадцать лет набегал целый год, а потому он считался священным и в нем было 369 дней.
Вот и получалось так гораздо точнее, чем в юлианском календаре или Великом Индиктионе.
К нашему времени они отстали на 13 дней, а славянский календарь не отстал ни на один день.
В неделе у крестьян было 9 дней, а не семь. Начиналась она с понедельника (по-неделя, или после недели). Следом шел вторник, за ним третейник. Среды как таковой не было, её не знали. Уже потом она была позаимствована у византийцев, у которых среда была половиной семидневной недели, начинавшейся с воскресенья. С четвериком и пятницей всё понятно. Вместо субботы у крестьян была шестица, далее седьмица и осьмица. Девятый же день звался неделя, то есть «нет дел».
Получается, что в старину люди работали больше, чем сейчас? Неверно. Первые два дня в неделю были рабочими, а тритейник — выходной. Не то чтобы в этот день не работали совсем. Сделки, однако, не заключали, не начинали пахоту, покос, сбор урожая. Если хочешь, то работай, а заставлять тебя никто не будет.
Четверик и пятница вновь были рабочими днями. Шестерик предназначался для домашних дел. В седьмицу и осьмицу снова работали, старались закончить ранее начатые дела.
Неделя была днем для ярмарок, свадеб, праздников и общих гуляний.
То есть на Руси работали, как бы мы сейчас сказали, по графику «два через один».
После крещения Руси календарь такой стал неудобен. Для того чтобы платить черковную десятину, работать надо было больше. К тому же появился класс людей, который работал и на себя, и на феодала (помещика).
Так что с XI века волей-неволей стал насаждаться византийский календарь. Седьмицу и осьмицу просто ликвидировали, а тритейник, шестицу и неделю просто переименовали в среду, четверг и пятницу. Летоисчисление стали отсчитывать от сотворения мира, чтобы не связывать неприятные новшества с именем Христа. Чем неприятные? А работать пришлось больше: был только один выходной день — воскресенье.
Это сейчас мы можем говорить об этом свободно. Календарная же реформа шла очень трудно: были бунты и восстания.
Николай ГОРДЕЕНКО
Фото из интернета