Формула успеха
Если школу принять только как место зарабатывания денег, то вряд ли из такого человека получится хороший педагог. Бесспорно, дети наша связь с будущим, и каким станет это будущее, во многом зависит от учителя. Таким образом, социальную значимость работы педагога трудно переоценить.
Луговая Антонина Владимировна тридцать семь лет учила детей в Митьковской средней школе. Началось всё с того, что после окончания Сытобудской школы она поступила в Новозыбковское педагогическое училище в группу учителей начальных классов. Выбор был сделан ею вполне осознанно. В какой-то степени на него повлиял пример старших братьев Александра и Виктора, которые также избрали своим жизненным делом профессию преподавателя. После окончания училища молодую девушку в районном отделе народного образования направили работать в Митьковский детский дом в качестве пионервожатой и воспитателя. Он тогда ещё функционировал в селе. Здесь же в Митьковке родились и выросли двое детей Антонины Владимировны — Татьяна и Дмитрий. Первая сейчас работает фельдшером в Сытобудском медицинском пункте. Дмитрий же после окончания Новозыбковского сельхозтехникума работает электриком в Климовской картофельной компании, офис которой расположен так же в Сытой Буде. По большому счёту, ради них она и живёт. Дети приносят ей радость, осознание того, что нить жизни не обрывается, а продолжается в потомках.
К огромному сожалению, её муж Александр рано ушёл из жизни. Длинные зимние вечера Антонина Владимировна коротает в воспоминаниях о прошедших годах со своей матерью Раисой Александровной. Из-за преклонных лет, а ей скоро исполнится девяносто, почтенная женщина вынуждена была оставить свой дом в Хохловке и перебраться на жительство в соседнее село к своей дочке.
В силу сложившихся обстоятельств дочь оставила работу в Митьковской школе.
— Жалко было уходить, — говорит Антонина Владимировна, — но выбор для меня мог быть только однозначным, ведь мать в жизни каждого — самый главный человек.
Несомненно, выбор характеризует дочь как достойного человека, но вместе с тем, как вы и понимаете, уважаемые читатели, сильно ограничивает её желания, стремления и возможности.
Главный постулат в работе, которого неизменно придерживалась Антонина Владимировна, прост и понятен: дети должны оставаться детьми, не надо их раньше времени лишать этой золотой поры жизни. Только на первый взгляд это простая формула. На самом же деле, для её претворения в реальность, требуется весь профессионализм педагога, внутренняя самодисциплина, вдумчивость и проницательность, огромный запас доброжелательности, уважение индивидуальности каждого отдельно взятого ученика. Всем этим комплексом качеств в достаточной мере обладает Антонина Владимировна. Она внимательна к каждому ученику, смотрит и оценивает поступки детей, образно говоря, сердцем. Ведь глазами можно самого главного и не увидеть.
За время своей работы в Митьковской школе Антонине Владимировне пришлось около десяти лет преподавать и курс гуманитарных дисциплин — уроки русского языка и литературы. Здесь необходимо добавить, что Луговая получила без отрыва от своей основной деятельности высшее образование, что как раз и подтверждает диплом Брянского педагогического института. Любитель русской словесности, может даже помимо её желания, проглядывает в этой удивительной женщине. Судите сами, как просто и поэтично говорит она о природе климовской земли:
— Я люблю свой край в любое время года. Когда трещат морозы, и когда сладко цветут в зерновых васильки. Когда печалится в лесу одинокая кукушка, и когда на лесных полянках разбросаны рыжие шапки зверобоя, а в траве прячутся стыдливые ромашки, и качает своими метёлками овсяница луговая.… А как пахнет пожнивное поле, в котором заплутался запах ржи или пшеницы.… Более всего же меня берёт за душу пенный шум родных русских берёз…
Такое вот художественно-образное мышление всегда помогало учителю в привитии любви к родному краю, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Одно время Антонина Владимировна занимала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
— Не трудно ли было совмещать разные по сути дела, направления в своей деятельности? — спросил я уважаемого педагога. Ответ не был неожиданным.
— Школа работает на конечный и самый главный результат, — подчеркнула опытный педагог. — Не важно, какой профессиональный путь выберут наши подопечные, главное, чтобы они стали хорошими людьми. Для этого учителям в радость стать, как говорят, и жнецами, и чтецами, и на дуде игрецами. В школе, особенно сельской, трудно предельно точно дифференцировать работу того или иного учителя. Однако это, я думаю, положительный процесс, он способствует поддержанию разносторонних интересов воспитателя.
Николай Гордеенко